Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Дожить до воскресения

Дни русской скорби, проходившие второй год подряд, завершились воскресным богослужением

Дни русской скорби. Круглый стол «300 лет Российской империи: что мы потеряли».
Круглый стол «300 лет Российской империи: что мы потеряли». Ведущий (наверху в центре) – Игорь Михайлович Корпусов († 14.11.2021)

В этом году уже второй раз Форум «Имеющие надежду» предложил всем желающим присоединиться не только к Молитве памяти, но и к общему проживанию Дней русской скорби: от 30 октября – Дня памяти жертв советских репрессий до 7 ноября – Дня Русской Катастрофы.

Каждая из встреч в эти дни была особенной, не только посвящённой своей отдельной теме, но и выбравшей свой особый формат.

* * *

Документальный спектакль режиссёра Алисы Кангиной «Помни, говорю и плачу…»1 в память о жертвах советских репрессий был основан на реальных документах, которые сохранились в семейных архивах участников спектакля или были получены из архивов Лубянки. В обстановке судебного процесса через потомков звучали голоса их репрессированных родных. После спектакля внуки и правнуки жертв репрессий, деятели кино, театра и искусства, затрагивающие эту тему в своей работе, говорили и о спектакле, и о том, какими средствами возможно рассказывать о трагическом прошлом на языке искусства.

* * *

Круглый стол о русской государственности, приуроченный к отмечаемому в этом году юбилею провозглашения России империей, собрал представителей науки – истории, философии и права. Вопросы, предложенные для обсуждения (чего недостаёт в настоящее время, в том числе в правовой практике, культуре управления и качестве правящих элит из того, что было утеряно вместе с Российской империей? была ли Российская империя «тюрьмой народов»? можно ли назвать Российскую империю русским государством?) не могли не спровоцировать живую дискуссию. Особенно интересным оказался интеллектуальный поединок между кандидатом философских наук Андреем Теслей из Калининграда и доктором права, главным редактором журнала «Закон» Александром Верещагиным.

* * *

«Хлеб от земли, а голод от людей» – так назывался вечер памяти, посвящённый жертвам голода. Он соединил в себе и чтение рассказа Владимира Тендрякова, ставшего в детстве свидетелем безропотного умирания от голода в городском привокзальном сквере раскулаченных мужиков «из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины», и фрагмент спектакля драматурга Олжаса Жанайдарова «Джут»2, и рассказ телеведущего Александра Архангельского о работе над документальным фильмом о голоде 1922–1923 гг., когда – единственный раз за три страшных волны голода – большевики пошли на компромисс и приняли международную помощь, без которой в эти годы было бы не пять, а может быть, десять миллионов погибших.

Главным же в этом поминовении стали свидетельства людей, переживших голод. И если тогда, когда их читали дети и внуки свидетелей, слёзы ещё можно было сдержать, то во время рассказа Михаила Никитича Корпусова плакал и сам рассказчик, и многие слушатели.

* * *

Главным во встрече, посвящённой памяти новомучеников, стало отсутствие какой бы то ни было стилизации. Более того: именно об опасности не только забыть своих святых, но и «причесать» оставшиеся от них письма, воспоминания, свидетельства по своему вкусу, под образцы и привычки сегодняшнего времени говорили многие участники круглого стола «Подражайте вере их…»

* * *

Круглый стол о техногенных катастрофах «Стали воды горькими» тоже стал щемящим, пронзительным разговором об отсутствии понимания ценности человеческой жизни. Любой. И тех, кто ликвидирует катастрофу, и тех, кто случайно «попал под обстрел». И об отсутствии осведомлённости, и о «вине с другой стороны» – то есть нашей собственной глупости, серости, нежелании вникнуть в происходящее и поберечь себя и окружающих.

Поразительным было и рассуждение о «неравенстве в смерти» – когда гибель ликвидаторов аварий, солдат в армии, шахтёров в заваленной шахте считается не национальной катастрофой (в отличие от задевающих всех в масштабе страны катастроф в ночных клубах и торговых центрах), а как бы их личным делом…

* * *

Об одной из важных сторон последней темы этих дней – распродаж художественных сокровищ русских музеев за бесценок за рубеж (распродаж тайных вплоть до арестов «проболтавшихся») – сказала Ольга Седакова. По её словам, здесь был и мотив противостояния искусству в целом: советские власти спорили с определённым образом человека, с той антропологией, которая существовала без них и при них не могла бы существовать. Любой художник, и особенно художник великий, знает ту тайну о человеке, которую выражает и Рембрандт, и Рафаэль, каждый по-своему – тайну, составляющую воздух, из которого рождается искусство. И вот этого воздуха советской власти было не нужно.

***

Каждый вечер заканчивался свечой памяти: после чтения краткой покаянной молитвы все желающие призывались зажечь на своём окне свечу и почтить минутой молчания память погибших. Среди молитв, прозвучавших в эти дни, были и молитва свт. Ермогена, и молитва свт. Тихона, и другие молитвенные просьбы о покаянии и возрождении России.

В этом году последний из Дней скорби – 7 ноября – пришёлся на воскресенье, и во встречах этого дня, начиная с воскресного богослужения, не могла не прозвучать нота надежды.

Текст: Александра Колымагина, Елена Мигунова

Дни русской скорби. Документальный спектакль «Помни, говорю и плачу…»
Документальный спектакль «Помни, говорю и плачу…» в память о жертвах советских репрессий
Дни русской скорби. Репрессированные сотрудники музеев
Репрессированные сотрудники музеев
Дни русской скорби. М.Н. Корпусов рассказывает о голодавших детях
М.Н. Корпусов рассказывает о голодавших детях
Дни русской скорби. Свеча Памяти
Свеча Памяти

Посмотреть все события Дней скорби полностью можно по этой ссылке >>

————

1 Названием спектакля стала строка из стихотворения Ольги Седаковой.

2 Этим словом, обозначавшим в Казахстане и Киргизии массовый (до 10–30 %) падёж скота, вызванный обледенением пастбищ или обильным снегопадом, в Казахстане называют и великий голод 1933 года, вызванный насильным отъемом у населения практически всех баранов, коров, овец, свиней в качестве «мясозаготовок».

Кифа № 11 (279), ноябрь 2021 года