Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Братские движения трезвости в XIX, XX и XXI веке

Краткий очерк опыта противостояния греху пьянства через братское единение

Общество трезвости жителей с. Татева Смоленской губернии
Общество трезвости жителей с. Татева Смоленской губернии.
Фото из муниципального краеведческого музея им. Н.П. Богданова-Бельского

День православных братств – это повод вспомнить и о трезвеннических братствах, явленных в нашей церковной истории. Они довольно быстро стали умножаться к концу XIX века.

Самое интересное – «Татевское согласие трезвости» 1882 года, основанное по инициативе учёного-биолога и педагога Сергея Александровича Рачинского (1833–1902)1. В своём селе Татеве Смоленской губернии он стремился в братских отношениях членов общества создать опору для противостояния пьянству. В этом он полагался на неравнодушных священников и семинаристов, напоминая им: «Помните, что присоединение к нашему союзу хоть одного из Ваших товарищей… может принести неисчислимые блага целой епархии… какое благословение для прихода – трезвый и усердный священник!»2.

Сергей Александрович Рачинский
Сергей Александрович Рачинский
(с рисунка Н.П.Богданова-Бельского)

Святитель Николай Японский, видевший Татевскую школу Рачинского при его братстве трезвости, оценил её как «действительно образцовую», «школу христианской жизни»3, помогавшую педагогу вовлекать в животворящую братскую среду и родителей, которые затем давали обет трезвости. Сам Рачинский тоже его дал, хотя его жизнь и так была трезвой, и это помогло пойти путём трезвения тысячам людей. По его словам: «Пример людей трезвых, ограждающих себя молитвенным обетом от возможности пьянства, часто действительнее, чем пример пьяниц, избавляющих себя таким обетом от очевидного зла»4.

Подобный плод трезвости был принят и его последователями и соработниками: Александрой Штевен (в замужестве Ершовой); будущим священником и воспитателем сына императора Николая, наследника престола Алексея, Александром Васильевым; выпускником Татевской школы, художником Н.П. Богдановым-Бельским и др. До последних дней своей жизни С.А. Рачинский не терял бодрости духа, повторяя: «Хлеб наш насущный есть доброе и бодрое делание в какой-нибудь области»5.

«…Наши скромные союзы уместнее было бы назвать не “обществами трезвости”, а “братствами”… Слово это освящено историей нашей церкви, и лучше выражает сущность этих союзов».

О таком «делании» в своей области он напишет в Открытом письме (1873): «…Наши скромные союзы уместнее было бы назвать не “обществами трезвости”, а “братствами”… Слово это освящено историей нашей церкви и лучше выражает сущность этих союзов»6. Такое «делание» – главное в теме трезвеннических братств Русской Православной Церкви.

После Рачинского появились как небольшие братства трезвости (с преобладанием личной поддержки друг друга его членами), так и многотысячные объединения, с целью разнообразной социальной деятельности. Из первых – это Серпуховское и Нахабинское в Подмосковье; московское Братство трезвости во имя свв. мчч. Кира и Иоанна; петербургское мирянское братство трезвения Ивана Чурикова и др. Все они в той или иной степени имели братскую устремлённость.

Чайная общества трезвости
Чайная общества трезвости. Санкт-Петербург. 1907 г.

Многие из них сталкивались с непониманием и ложью в свой адрес. Например, в Подмосковье Преображенское братство трезвости (село Слядня) выдержало тяжёлую борьбу с местными пропойцами и шинкарями, которые распускали ложные слухи про задачи братства, запугивая его членов7, или братство в Рождествене (свящ. Петра Вележева), успешно противостоявшее околоцерковным слухам про его якобы тайную торговлю вином8. Петербургскому братству трезвости Ивана Чурикова («братца Иоанна Самарского») повезло меньше – из-за непонимания его деятельности многими внутри церкви.

Желание совместного созидания животворящей среды на братских евангельских основаниях, вопреки всяческим препонам, подчёркивает «Гимн трезвости»9. Положенный на музыку, он был исполнен на I Всероссийском съезде по борьбе с пьянством (1909/10 гг.) и с тех пор стал известен многим трезвенникам. Вот одна из его частей:

Что нам насмешки!
Сомкнёмся дружней!
Бог нам поможет!
Идёмте лишь смело!
Ждёт нас заря лучших дней.

К многотысячным объединениям, целью которых была разнообразная социальная деятельность, можно отнести широко известное Александро-Невское братство трезвости. Оно было создано в Петербурге по инициативе отца Александра Рождественского (1872–1905) и при поддержке митрополитов Вениамина (Казанского) и Владимира (Богоявленского) – позже прославленных в лике святых. На призыв отца Александра: «За Христа, за трезвость!»10 – откликнулись рабочие его округа, склонные к пьянству. Через несколько лет его общество трезвости стали называть братством, оно разрослось до общегородского, а ещё позже – до всероссийского.

К сожалению, постепенно внешнее «делание» (крестные ходы, просветительские лекции, издание брошюр и книг, организация чайных и т. п.) стало вытеснять внутреннее общение членов братства, и к 1917 году «вертикальные» формы трезвенничества окончательно возобладали над братскими связями любви. По оценке исследователя истории Александро-Невского братства А.П. Керзума, его деятельность была «не столь подвижнической, как у предшествовавшего ему общества»11. Братства, желавшие трезвенной жизни, постоянно сталкивались в своём развитии с проблемой формализации их деятельности, и справилось с этой проблемой только Татевское братство «согласия трезвости» С.А. Рачинского – оно ценило прежде всего то, что вело к личностному возрастанию через общение братчиков друг с другом, с их полной свободой во Христе.

После революции трезвенническое делание сохранялось в потаённых братствах трезвости. Многие из их членов – священники и миряне – были убиты уже в 1918 году (например, священномученик митр. Владимир (Богоявленский)). Кто-то прошел лагеря и ссылки, но остался в живых, кто-то продолжал жить на острие опасности, продолжая трезвеннический труд во славу Божию.

XX век отодвинул намётки возрождения церкви – наш, XXI век, их приблизил…

Возродились церковные трезвеннические братства. Среди них и межприходское братство «Трезвение» – часть Преображенского содружества малых православных братств. Его члены изучают трезвеннический опыт прошлого и стараются противостоять «зеленому змию» прежде всего через общение друг с другом, как это делал Рачинский в своём «согласии трезвости». Аббревиатура братства «Трезвение» – «БТр» – неожиданно оказалась близкой к «военным» ассоциациям, им соответствует и его эмблема – св. Георгий Победоносец, поражающий змия. В него вошли люди, не до конца решившие свою проблему химической зависимости или имевшие в прошлом тяжёлый опыт такой зависимости и желающие укрепиться в противостоянии ей, а также те, у кого есть зависимые родственники или близкие друзья и, наконец, те, кто сам захотел помогать всем им. Братство существует с 2004 года и насчитывает сегодня 120 членов, входящих в несколько «малых БТр-ов» в Москве и ряде других городов России.

На первой странице сайта Непсис – группа членов братства «Трезвение»
На первой странице сайта νῆψσις – группа членов братства «Трезвение» с гостями в Новодевичьем монастыре

Жизнь братства «Трезвение» открывается для всех интересующихся проблемами освобождения от химических и прочих зависимостей (наркотической, игровой, цифровой и т. п.) через его сайт nepsis.ru (от греч. «νῆψσις»: трезвение как деятельное очищение души от страстей). Заставка сайта о совместной жизни в трезвении дает общую фотографию членов братства на фоне одного из храмов московского Новодевичьего монастыря и фотографии отдельных братчиков. Над ними – слова святого апостола Павла: «Борьба у нас – не против плоти и крови, но… против злых духов на небесах» (Ефес 6:12), а ниже – общие принципы трезвения и призыв трезвиться постоянно, а не время от времени.

Далее следует рубрика «Зависимости», затем – «Трезвение» с подрубриками: «Из истории» и «Библиотека о трезвении». Здесь письма древних подвижников о трезвении (например, беседа свт. Василия Великого «На упивающихся»), слово пережившего круги советского лагерного ада архим. Сергия (Савельева) о трезвенной оценке своего состояния, размышления о трезвении прот. Александра Шмемана, стихи на эту тему нашего современника Михаила Калинина.

Основная рубрика сайта называется «Братство». В подрубрике «Кто мы?» представлен отчёт братства «Трезвение» Координационному Центру по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Синодальном Отделе по церковной благотворительности и социальному служению и другие поясняющие жизнь БТр материалы.

Основа рубрики «Братство» – раздел «Наши доклады». Это, например, письма С. А. Рачинского о трезвости, представленные по материалам доклада епископа Глазовского и Игринского Виктора на Рождественских чтениях – 2019. Темы наших докладов разные: старшинство, послушание, обеты, покаяние, антропологическая катастрофа XX века, попытка трезвого взгляда на Великую Отечественную войну, гнев, кротость, возгревание воли и так далее. Отдельная часть – фрагменты художественных произведений, литературных и живописных, на тему зависимостей и их преодоления, большой фонд фотографий от конца XIX в. до современности. Есть на сайте и наиболее яркие статьи и заметки о трезвении и трезвости, например: «Так сколько же пил русский мужик?». Оказывается, как ни странно, что русский мужик пил меньше всех других сословий…

Приглашаем всех на сайт братства «Трезвение» – и для знакомства с ним, и для его пополнения материалами и комментариями.

С Днём православных братств, дорогие читатели «Кифы»!

Тамара Тябут, Александр Копировский

————

1 С.А. Рачинский известен как выдающийся русский педагог, устроитель народных церковноприходских школ, доктор ботаники Московского университета, благотворитель и меценат.

2 Письмо от 1888 г. из «Девяти писем С. А. Рачинского о трезвости». Режим доступа: http://www.proza.ru/2016/11/15/46.

3 Свт. Николай Японский о приезде в Татево, к Рачинскому. Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2435.

4 Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости (не для публики)/ Изд. 1898 года. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003646047#?page=1

5 Галенин Б. Воссоздатель русской народной школы. Архив. Режим доступа: http://rys-strategia.ru/publ/1-1-0-2250.

6 Рачинский С. А. Открытое письмо. Режим доступа: http://nepsis.ru/zavisimosti/alkogolizm/266-sa-rachinskij-otkrytoe-pismo.html.

7 Кропоткина Анна. «С Божьей помощью воздерживаться от всего…». Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/60454.html

8 Там же.

9 Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития. 1907-1914: опыт оздоровления общества. Режим доступа: http://www.literatura.tvereza.info/01/Afanasiev/td1907-1914.html.

10 Священник Рождественский Александр Васильевич. https://posmotrim.by/article/svyashennik-rozhdestvenskij-aleksandr.html.

11 Керзум А.П. Александро-Невское общество трезвости в Санкт-Петербурге // http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2812380490.

Кифа № 2 (270), февраль 2021 года