Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

История становится живой через живых людей

Интервью с организатором движения «Том Сойер Фест» в Туле Евгенией Сергеевной Сиволоцкой

Дом статского советника Кузьмы Самойловича Еленевского
Дом статского советника Кузьмы Самойловича Еленевского (1835–1915). Построен в 1870-е годы. Восстановлен в 2021 году в рамках фестиваля «Том Сойер Фест» силами волонтёров

Вы занимаетесь возрождением разных домов, изучаете их историю, узнаёте, какие люди там жили. Что Вам это говорит об их значении в истории России, их призвании, о том, какими они были, что они нам передают?

Наш первый дом сам себя «раскрыл». Праправнучка дореволюционного хозяина этого дома увидела в социальных сетях, что мы делаем и написала нам: «А Вы знаете, кто хозяин дома? Я знаю, я его праправнучка». Кузьма Самойлович Еленевский был инспектором Тульских народных училищ, он много сделал для просвещения, образования в городе. У него было 9 детей, у жены ещё два, всего 11 детей. Практически про каждого из них есть статья в Википедии. Все эти дети и внуки в большинстве своём были деятелями просвещения, в том числе преподавателями вузов, изучали и преподавали точные науки, авиастроение, ракетостроение.

Когда эта праправнучка приехала, она начала всё рассказывать, показывать фотографии. Бабушка нынешних хозяев купила дом по договору купли-продажи. И в этом договоре фигурировал Новиков Николай, малолетний (ему было тогда 7 лет). И праправнучка говорит: «А вот фотография этого Новикова, взрослого, и он мой дядя. Он со своей женой и детьми сидит». И ты понимаешь, насколько это всё связано. Если бы не этот дом, мы бы вообще всё это не раскрутили. Мы бы не нашли дворянское дело. Если бы праправнучка Кузьмы Самойловича не узнала, что мы этот дом делаем, она бы не приехала и не привезла фотографии всех своих дядей и тётей, двоюродных и троюродных братьев и сестёр. Это просто делает жизнь объёмнее. Ты узнаёшь об этих людях не статистические данные: родился, женился, умер, похоронен там-то, а реальную жизнь, то, чем они жили. У нас практически все дома простенькие, не выдающиеся. А этот дом был настоящим подарком для нас, и все мы были в восторге от того, что мы узнали.

То, что Вы узнаёте об этих людях, даёт ли Вам какой-то ответ на вопрос о призвании сегодняшнего человека? Можно ли говорить об общности призвания?

Мне кажется, что ощущения, что времена меняются, очень условно. Когда начинаешь узнавать, чем жили люди, понимаешь: да примерно тем же самым и жили. Если у человека есть призвание, есть цель, то неважно, как она реализована – компьютеры он делает или телегу. И та информация, которую мы получаем, для меня определяет прошлое и настоящее. Прошлое становится не таким далёким, менее книжным и более реальным. В нём есть реальные люди, такие же как мы. Для меня это важно – что история становится живой через живых людей. Потому что пока эта запись в учебнике, ты её прочитал и забыл, в школе уснул за партой и не вспомнил, о чём читал. А вот через такие эмоциональные события ты, конечно, запоминаешь гораздо мощнее.

Евгения Сергеевна Сиволоцкая
Евгения Сергеевна Сиволоцкая

В чём Вы видите своё призвание?

Для меня призвание – это созидание, создание чего-то нового и сохранение того, что было. Для меня цель – не дать разрушить то немногое, что у нас осталось. Если сделать вид, что нам пока не время и есть чем заняться, то всегда наступит тот момент, когда это разрушится до такой степени, что и сохранять будет нечего. Хотя бы не дать разрушиться. И желательно что-то создать.

С участниками конференции «Русская усадьба в ХХI веке: практика жизни и поиск идеала» беседовала Анастасия Наконечная

Кифа № 5 (321), май 2025 года