Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Кто в Церкви старший

В редакцию «Кифы» недавно обратились несколько читателей: «Мы вместе читаем книгу с письмами владыки Макария (Опоцкого) и поняли, что эти тексты нужно знать всем! Пожалуйста, опубликуйте в вашей газете хотя бы некоторые из них!»

Мы выбрали лишь одно из писем, входящих в обширную монографию (в ней впервые представлены полная биография епископа Макария, его духовное наследие – проповеди, молитвы, письма, – приведены воспоминания и свидетельства о нём и о созданных им братствах). Это письмо удивительным образом поворачивало в самую главную сторону заявленную тему номера – о старшинстве. Думаем, познакомившись с ним, многие захотят прочитать и остальные. Тем более что большинство архивных документов и фотографий, входящих в посвящённый владыке Макарию сборник, публикуется впервые.

Братство в Новгороде, 1928–1931 гг.
Братство в Новгороде, 1928–1931 гг. Фото: архив семей Беляевых, Брагиных, Пикиных

* * *

[Из письма епископа Макария дьякону Ивану Александровичу Савичеву], 1931 год

Родной мой. Получил я твоё и последнее письмо. Твой вопрос есть вопрос о моём отношении к гр<игорианцам>1 (так называемой соборно- епископской фракции). Тебе, друже, известно моё письмо к О<тцу> А<ндрею>, где я высказал своё отрицательное отношение к малому собору епископов, объединившихся около Арх<иепископа> Гр<игория>2.

Современные христиане – утратив в своей душе детское доверие и сыновнее повиновение Христу как Главе и Его Апостольской Церкви – Святому Сиону, – хотят заменить сей Авторитет иерархией! Одни римским папой, другие патриархом, третьи Собором епископов данной церкви (одни без участия, а другие с участием духовенства и мирян) и четвёртые голосом верующей массы данной епархии или прихода. Когда же христиане молчаливо отрекаются от Христа как Царя, Законодателя и Устроителя святой жизни, то кем бы из людей они ни подменяли Его, во всех случаях получается один великий грех человекопадения, грех человекоугодия. А где грех, там и смерть, т. е. разложение истинной церковной жизни, разложение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви на свои составные части: епископ отделился от пресвитерства и диаконства, последние отделились от народа, а народ разлагается изо дня на день в омуте страстей и похотей. Обо мне ты хорошо знаешь, сынок, что я никак не выдвигаю своего личнаго епископскаго авторитета, ни даже епископских сибариков3.

Я только свидетельствую Авторитет Христа вместе со Св<ятым> Павлом и я говорю, что «кроме Христа нет иного имени под небом, данного в человецех, о Нём же подобает спастися нам»4. Если мы или Ангелы будут благовествовать вам не то, что вы приняли, да будет анафема5.

И поскольку я выдвигаю пред вами сей Авторитет и Его законоположение, постольку вы – дети мои – сами возвышаете и мой авторитет ученика и раба Христова. Для меня теперь ясно, что о<тец> А<ндрей> моего единства (мистического) со Христом не признаёт, ибо в сердце своём не признаёт и Христа за Главу свою! Отметает и меня, как ученика Его. Но так как без церковного авторитета жить и трудиться невозможно, то, естественно, он и стал искать церковного авторитета среди людей. И в ком же он нашёл себе опору? Не в Апостолах, не в Святых отцах, не в соборных установлениях, а в о<тце> Ник<олае> [Суворове], опершись на еп<ископа> Бориса6.

Теперь спроси себя, возможно ли для о<тца> А<ндрея> строительство Филадельфи<йской> цер<кви>?7 Кто отвергает Главу Церкви и Сион, тот лишается благодати и силы любить братьев и сам по себе не может творить ничесоже. Для таких людей возможно одно обрядовое богослужение и церковное администраторство, не созидающее жизни во Христе, а убивающее её. Но ты, сынок, ведь Филадельфиец, главное твоё дело – это любовь с возрождёнными чадами нашими. Обрядность для тебя только наглядное пособие для усвоения дела любви, поэтому вполне естественно и необходимо удалиться тебе от тех, кои отвергают волю Отца Небесного и хотят жить и действовать в волях сердец своих. Помни: «Кто духа Христова не имеет, сей не есть Его»8. Завещаю тебе, брат, удаляться от всякого брата, поступающаго безчинно, не по преданию, которое вы приняли от нас. Пусть цер<ковные> демагоги делают своё дело (2 Фес 3), руководят <нрзб> и сами отвечают за сие дело, а мы будем утверждать среди своих Любовь Христову. Господь да даст тебе свободу! По освобождении сразу же отправляйся домой и живи пока личным трудом. А до освобождения необходимо отказаться от служения, чтобы не оказаться в чуждой мне фракции. Чувствую долг писать и О<тцу> А<ндрею>, но я настолько возмущён его отношением ко мне и его поведением, что рука не подымается писать ему. Сообщи ему, что я желал бы слышать исповедание его веры. Ведь он обещался мне по освобождении сам посетить меня. Мне желательно его посещение или же подробное письмо, пусть то самое, что он говорил Гал<ичским> братиям, подтвердит и мне лично: искренность должна быть между мною и детьми моими. Нет искренности, нет любви, нет и духовной радости и братства. Я не хочу играть в жмурки с отцом А<ндреем>. Мой привет и благословение тебе и всем с тобою <нрзб>.

Архив семей Беляевых, Брагиных, Пикиных
Ед. хр. 10
Текст записан А.И. Домаковой

За святую правду любви и братства

————

1 Епископы, инициировавшие «григорианской раскол», выступили в 1926 году сначала против митр. Петра (Полянского), а после его ареста против митр. Сергия (Страгородского) под предлогом необходимости возвращения к коллегиальности управления церковью. Григорианство, так же как и обновленчество, было в 1920-е годы поддержано органами ОГПУ, стремившимися ослабить церковь путём разнообразных расколов, и так же, как и обновленчество, попало в 1930-е годы под маховик репрессий наряду не только с патриаршей церковью, но и вообще со всеми религиозными организациями. К началу 1940-х «григорианский раскол» фактически прекратил своё существование. – Ред.

2 Григорий (Яцковский Гавриил Ульянович, 1866–1932) – до 1925 г. архиепископ Екатеринбургский и Ирбитский, в 1925–1928 гг. – глава «григорианского раскола» и один из его инициаторов.

3 Сибарики – от слова «сибарит». Имеется в виду роскошь, изнеженность, которые еп. Макарий видел у некоторых епископов (со слов Е.И. Пикиной).

4 См.: Деян 4:12.

5 См.: Гал 1:8.

6 Борис (Рукин Борис Андреевич, 1879–1931) – бывш. еп. Можайский, один из инициаторов «григорианского раскола» в РПЦ. Протоиерей Николай Суворов – настоятель Крестовоздвиженской церкви в с. Богослово, фактически возглавивший «григорианский раскол» в Череповце.

7 В Апокалипсисе о Филадельфийской церкви говорится: «знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить её; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Моё, и не отрёкся имени Моего» (Откр 3:8). – Ред.

8 См.: Рим 8:9.

Кифа № 11 (303), ноябрь 2023 года