Она весёлой невестой была.
Но смерть пришла. Она умерла.
И старая мать погребла её тут.
Но церковь упала в зацветший пруд.
Над зыбью самых глубоких мест
Плывёт один неподвижный крест...
Это стихотворение, написанное Александром Блоком 3 июня 1905 года, невольно и пророчески содержит символическую историю храмов, разрушенных беспощадными событиями ХХ века, историю дворянских усадеб, от которых до нашего времени часто остаются лишь заглохшие пруды да никуда больше не ведущая, ровно посаженная дубовая аллея. Об утраченных семейных могилах часто никто не помнит, никто не навещает забытые сельские погосты, где в травянистой воде пруда отражается покосившийся крест чёрного мрамора с датами чьей-то жизни и апостольским словом: «Любовью служите Друг Другу».
В судьбе трёх церквей, имеющих непосредственное отношение к жизни Александра Блока и истории большого семейства Блоков, имеется удивительное сходство. Храм Архангела Михаила с приделами Николая Чудотворца и Иоанна Богослова в селе Тараканово, расположенный между имениями Шахматово и Боблово, помнит бывшее здесь 17 августа 1903 года венчание Блока с его Прекрасной Дамой – Любовью Дмитриевной Менделеевой. В 1932–1937 годах в этом храме служил новомученик священник Николай Алексеевич Пятницкий, после его ареста и расстрела в Бутово храм был овощехранилищем, пострадал в годы войны, разрушался бесхозный. Лишь заступничество многих деятелей культуры, в том числе Дмитрия Сергеевича Лихачёва, постепенное восстановление ближайших усадеб Блока и Менделеева, 45 лет усилий по воссозданию храма привели к его капитальному ремонту из руинированного состояния. Ныне здесь стоит памятник чете Блоков, Александру и Любови, поставленный раньше, чем был вновь открыт храм.
Церковь Иоанна Богослова в селе Ивановское Ямбургского уезда (ныне Кингисеппский район Ленинградской области) была построена в 1904 году внучкой прадеда А. Блока, Натальей Ивановной Гирс. В храме служили будущий архиепископ Таллинский Павел (Дмитровский, 1872–1946) и двое погибших исповедников: священник Николай Александрович Чернов, расстрелянный 14 декабря 1937 года в Ленинграде, символическая могила которого находится в Левашовской пустоши, и иеромонах Андроник (Устинов), расстрелянный 27 февраля 1938 года в Каргополе. Храм был серьёзно разрушен во время Великой Отечественной войны. Но с 1998 года восстанавливается силами местных жителей и благотворителей, открыт в 2004 году. Ныне действует. Помимо храма, в Ивановском сохранилась плотина на реке Хревице, построенная для бумагоделательной фабрики ещё в 1906 году. Малая ГЭС была запущена в 1996 году и даёт электричество местному рыбозаводу.
Храм Архангела Михаила села Удосолово Ямбургского уезда (ныне Кингисеппского района Ленинградской области) построен в 1807 году
при первом владельце лейб-лекаре государя Павла Петровича, Иване Леонтьевиче Блоке. Он был основателем рода Блоков в России, а село Удосолово с мызой Велькота – первым пожалованным Блокам имением. До 1917 года потомки старшего сына Ивана Леонтьевича владели фамильным достоянием, умножая и расширяя его, заботились о Михайловском храме.
До 1931 года в храме служил священник Михаил Фальковский (из числа иосифлян), в 1936 году сосланный в Казахстан и расстрелянный. Первым настоятелем после войны был протоиерей Николай Петрович Константинович, подвергавшийся аресту в 1932 году. Повторно освящал храм в 1954 году соловецкий исповедник протоиерей Пётр Белавский, настоятель Гатчинского Павловского собора, назначенный на это священнодействие митрополитом Григорием (Чуковым). С 1963 года до сего дня храм превратился в настоящие руины, побывав после закрытия и складом, и домом культуры, и кинотеатром.
Нет Дмитрия Сергеевича Лихачёва, некому заступиться за храм, у наклонившейся алтарной стены которого сохранился уникальный некрополь семьи Блоков. Именно через лежащую здесь Надежду Александровну, урождённую Веймарн, Блоки родственно связаны с Ганнибалами и с Пушкиным.
Новомученики и исповедники молятся о нас, через подвиг мученичества соединившись со Христом. Мы, их наследники духовные, молимся ли им и чтим ли места их служений? Что для нас значат имена наших национальных поэтов, что для нас значат эти заброшенные усадьбы, которые в печальном изобилии разбросаны среди полей и лесов русской земли?..
Протоиерей Георгий Пименов (Санкт-Петербург)
Фотографии предоставлены автором