Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Как быть, когда все против тебя

В апреле в небольшом подмосковном посёлке Глебовское, а через неделю – в московском театре «Клякса» состоялись представления спектакля студии театра «Преображение» по книге Владимира Железнякова «Чучело». Написанная в начале 1980-х повесть о шестикласснице Лене Бессольцевой, оказавшейся в одиночестве перед толпой травящих её одноклассников, и сегодня может сказать зрителям что-то очень важное о том, как можно преодолеть казалось бы невыносимое противостояние, где найти выход – не только для себя, но и для всех. Об этом рассказывает Марианна Чмыхалова, ведущая бесед, которые неизменно сопровождают спектакли студии.

Сцена из спектакля «Чучело»
Сцена из спектакля «Чучело»

Сиреневый малюсенький автобус, в котором водители на станции Холщевики режутся в домино, не развалился, пока довёз нас до Дома культуры. 15 человек чистого весу. Распух, пыхтел, скрипел, но сдюжил, слава Богу!

«Чучело» в посёлке Глебовский. Дети притихли, взрослые всплакнули. Дедушки предлагали отдать реквизит, колонки, ну, и что ещё нам вдруг нужно. Хорошие глаза у зрителей, на улице люди общаются легко, будто ждут разговора. Люблю маленькие городки.

Дедушка Лены Бессольцевой очаровал и заставил задуматься. Лена и её одноклассники возвратили многих в юность, которую можно осмыслить, чтоб опыт любви, милосердия, прощения… Чтоб ниточка с вечностью, как с дедушкиными картинами. Интересно, раз Глебовский стоит, несмотря на все сложности, живёт ли там дедушка Бессольцевой Лены? Наверняка. Может, не картины собирает, а, например, соседской бабе Клаве всю жизнь картошку помогает копать.

* * *

Взять чужую вину на себя, быть одному против толпы непосильно, если ты один. Кто-то из зрителей заметил, что спектакль напомнил одного Человека, дело Которого мы вспоминаем в Страстную неделю. И Он тоже был не один, несмотря на внешнее одиночество и даже предательство.

Серёжа, игравший дедушку Лены Бессольцевой, в разговоре после спектакля поделился, что понял, как его персонаж меняется. Лена даёт ему толчок: дело его жизни, ниточка с вечностью, его картины и его любовь принадлежат не только его внучке, прабабушке, «спокойным и строгим лицам с картин», что ниточка тянется туда, где трудно – к «деткам в клетке».

«В нашем доме теперь будет музей. Приходите!» Дедушка позвал нас всех в музей живой жизни, где прошлое и настоящее может соединиться через нас, через наше нутро, через 3 мандарина на всех, оладьи от бабушки Иры, прощение, верность делу своей жизни, милость к тому, кто снова и снова ошибся, струсил.

И ещё: выбор мы делаем – не когда произошло какое-то видимое чудо. Оно может произойти, но потом. Выбор мы делаем, когда внутри происходит что-то, что невозможно объяснить и передать: «Но вдруг кто-то открыл мне рот и моим голосом произнёс: “Это сделала я!”»

Жалко, не сфотографировала лица зрителей – они были прекрасны, и взрослые, и подростки.

Дедушка Лены и Лена Бессольцева – одиноки, но не одни. Сила, что в них – сила безусловной любви, она творит чудеса. Тот, кто открыл Лене рот, когда она закричала: «Это сделала я!», уже идёт, чтобы взять вину всех нас на Себя, Он тоже делает выбор, свободный и добровольный, чтобы у каждого была возможность учиться у Него той самой настоящей любви, которая не только для своих, которая вырывается наружу, меняет лица и жизни.

Встреча с Леной и её дедушкой – удивительный подарок. И слава Богу, что такие девочки и дедушки есть среди нас.

Уезжая, дедушка и Лена сроднились с «детками в клетке», и не тем родством, что привязывает их друг ко другу – а другим, тем, что даёт возможность каждому вырваться из клетки своего одиночества.

Финал спектакля – открытый, дарящий каждому возможность своей встречи и своего выбора.

И как всегда, огромная благодарность бессменным режиссёрам Алисе Кангиной и Лене Бахадовой, фотографу Олегу Миляеву, юным актёрам и всем зрителям!

Марианна Чмыхалова

Фото: Олег Миляев

Кифа № 5 (285), май 2022 года