В Москве и Воронеже прошла Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая этой проблеме в истории и современности
Несмотря на внешние обстоятельства, Свято-Филаретовский институт и поддерживающее его Преображенское братство продолжают проводить всероссийские научно-практические конференции по наиболее важным, на наш взгляд, вопросам.
Тема исцелённого труда, казалось бы, далеко отстоит от современной повестки, так что некоторые спикеры даже начинали свои выступления со слов, объясняющих, почему в этот исторический момент они участвуют именно в такой конференции.
Однако оба дня работы форума, включая доклады, круглые столы, общение в кулуарах, говорят об обратном. Собственно это был разговор о том, как по-настоящему, изнутри, глубинно возрождаться сегодняшней России, до сих пор не освободившейся от советского менталитета, как возвращаться к лучшим русским традициям, среди которых, безусловно, был творческий, радостный совместный труд.
Участники конференции, как и её зрители по ту сторону ютуба (к моменту выхода номера это около 20 тысяч человек), узнали немало нового о том, как трудились в той, дореволюционной, России в разных стратах общества, в церковных и светских его частях. Параллельно звучали интереснейшие сообщения о современном опыте труда в различных сообществах, в том числе и о принципах труда в Преображенском братстве (интервью духовного попечителя об этих принципах мы надеемся опубликовать в ближайших номерах). Представители предпринимательского сообщества не только рассказывали о своём опыте или опыте коллег, но и вместе с другими участниками конференции размышляли о том, как устраивать труд в сегодняшней России на здоровых братских, общинных, артельных началах.
Прошедшая конференция – это попытка по-новому посмотреть на нашу повседневность. Ведь на дела, которые нас сопровождают каждый день, как правило, уходит очень много времени. Но человек призван к тому, чтобы вся жизнь имела содержание, наполненность смыслом.
Интересно, что в результате конференции был составлен целый перечень этических и аскетических принципов, которые можно сегодня применять людям, которые хотят качественно трудиться вместе. Кстати, мы намеренно не используем здесь синоним слова «труд» – «работа», т. к. об этом тоже шла речь на конференции: хочется, чтобы наш труд никак не был связан с рабством, безвыходностью или отсутствием творческого начала.
Мы попросили участников конференции поделиться с читателями «Кифы» своими главными впечатлениями от конференции.
* * *
Каковы перспективы развития темы исцелённого труда как в церкви, так и в обществе?
Дьякон Павел Строков (Воронеж): На конференции приводились примеры, которые отчасти мы знали, отчасти новые – творческого, неформального, очень живого, плодотворного отношения к труду. Мне кажется, это сейчас самая главная тема для нашего общества, для нашей страны, и не только для нашей. Потому что какой-то творческий прорыв совершенно необходим, чтобы изменилось отношение к ответственности за землю нашу, за своё дело. Ведь для современных людей, для молодых особенно, вопрос отношения к труду в большой степени обострился, потому что люди часто не умеют работать последовательно, чтобы делать что-то качественно, доводить дело до конца. А это необходимо уметь, опираясь на традицию, зная наше наследие, то, что есть в опыте нашего народа. И это надо стараться восстановить, стать настоящими преемниками здорового отношения к труду. Конечно, это требует больших усилий со стороны всех нас, но у нас есть на что опираться. И конференция показывает эти ориентиры.
Как в практическом смысле стать наследниками русской традиции отношения к труду?
Вот я думаю про свои возможности. У меня есть участок земли с домом, и эти дни конференции вдохновили меня на то, чтобы с новыми силами начать обустраивать это пространство так, чтоб это было действительно местом и труда, и какого-то творческого вложения сил, чтобы дети более целенаправленно воспитывались в этой атмосфере. Раньше было понятно, что нужно действовать в этом направлении, но сейчас я очень вдохновлён. Понятно, что это только один аспект.
Что ещё? Мне кажется, надо искать все возможности для воплощения в нашей жизни такого труда, когда люди вместе что-то делают, мы же видим, как это прекрасно, что совместный труд всегда открывает какие-то перспективы, которые, может быть, ничто другое так не открывает. Я считаю, нужно искать возможности общего труда в разных сферах.
* * *
Насколько своевременна, на Ваш взгляд, прошедшая конференция «В поисках исцелённого труда»?
Евгений Федосов, предприниматель, председатель Свято-Тихоновского малого православного братства (Воронеж): Конечно, я считаю конференцию своевременной. Согласен с Дмитрием Гасаком, который назвал наше время переходом к тому, что мы ещё пока не понимаем и не осознаём, но что наверняка потребует от всех нас каких-то новых усилий, чего-то нового. И это будет проявляться в разных областях, в том числе и в области труда – всё-таки труд сопровождает человека всю его жизнь. И пока стоит этот мир, мы будем трудиться. Вопрос – как мы будем это делать.
А если человек собирается жить всю жизнь на проценты, а не трудиться?
Как вчера выяснилось на круглом столе, во время кризиса «ленивый» бизнес часто покидает нас и приходится думать о реальном секторе экономики. Поэтому труд остаётся важным, но, на мой взгляд, ещё не осмысленным явлением в нашей жизни и оттого часто лишённым основных своих составляющих – какого-то творческого момента, движения к свободе. Например, в докладе о Н.А. Бердяеве говорилось, что труд может быть искупительным. То есть труд сам по себе не есть ещё свобода, это некоторая вынужденная мера. Но всё-таки в нормальном случае должен быть в жизни человека, и в том числе в любой его деятельности вектор, направленный в сторону свободы. Тогда труд будет иметь другое качество.
Как это соотносится с представлением о том, что труд нужен лишь для зарабатывания денег, а все свои таланты и творческие импульсы ты применяешь в той сфере, которая не приносит тебе заработка?
Да, такая раздвоенность существует, но это не есть норма. Это является в каком-то смысле пережитком. Во всяком случае, это не то, на чём можно успокоиться, с чем можно смириться. Мне видится, что даже деньги зарабатывать надо так, чтобы это было не лишено какой-то радости. Потому что хотя заработок у всех и разный, но он может радовать и тебя, и окружающих тебя. Это те средства, которые нам даёт Господь и которые можно употребить по-разному: что-то сделать, построить то, что будет радовать, вдохновлять и твою жизнь преображать.
Мой папа как-то сказал, что можно идти практически в любую профессию, потому что в 16 лет невозможно опознать своё призвание, только если повезёт. А в этом выбранном деле уже надо работать от души, вкладываться по полной – и работа начнёт тебя радовать. Не потому, что это твоё призвание, а наоборот, вкладывая все силы, ты будто делаешь эту работу своим призванием.
Отчасти могу согласиться с вашим папой. В любом случае важно делать хорошо то, что ты можешь делать сейчас и здесь. Важно трудиться качественно, когда что-то тебе уже открыто и понятно, и доступно. Но при этом важно стремиться к лучшему. Вот этот вектор направленности к лучшему и большему не должен покидать человека никогда. В противном случае всё, что ты имеешь на данный момент, превращается в форму рабства или закабаления.
Поэтому я считаю, что прошедшая конференция – это ещё и попытка по-новому посмотреть на нашу повседневность. Ведь на дела, которые нас сопровождают каждый день, как правило, уходит очень много времени. Но человек призван к тому, чтобы вся жизнь имела содержание, наполненность смыслом. Вдохновение – это то, что сейчас необходимо всем людям. Если мы говорим о христианской проповеди – то сейчас, в эпоху таких глобальных перемен, необходима, действительно, новая проповедь о Христе. И это может быть выражено в нашем труде, в нашем отношении к труду. Умеем ли мы это делать вместе? Видим ли пути к такому единению – к творческому единению, единению в творческом труде? От этого же очень много зависит. И наше будущее, и будущее наших детей. Дай Бог, чтобы эта тема подвигла нас к большему и укрепила нашу жизнь, наши взаимоотношения с людьми, вывела к творческому представлению и о труде, и о нашей жизни.
* * *
Какие Вы видите перспективы для нашего общества в ближайшем и в более отдалённом будущем в связи с темой исцелённого труда? В чём наша надежда?
Ксения Нагина, доктор филологических наук, профессор кафедры истории и типологии русской и зарубежной литературы Воронежского государственного университета:У меня только одна надежда, что молодые мыслят иначе, что они выросли в другом, нормальном обществе. Вот студенты, у которых я преподаю сейчас, родились в 2000-е годы. Они в нормальном обществе родились, они не испорчены ни советской жизнью, ни современной жизнью, они по-другому мыслят.
А что у них с трудовой этикой, с отношением к труду?
Всё нормально. Всегда есть студенты, которые что-нибудь не хотят делать, но это тоже нормально – у них ещё возраст такой. В каждом возрасте своё. Если они молодые, им, наверное, хочется побольше порадоваться и где-то что-то не сделать, это же тоже нормально. Будут подрастать – и всё будет лучше.
Ваш доклад был посвящён Льву Толстому и поискам у толстовцев нравственного смысла труда. Насколько актуальны его взгляды сегодня?
Я думаю, они самые что ни на есть актуальные во всех смыслах. Я, на самом деле, более актуальных авторов, чем Толстой и Достоевский, нынче не вижу. И главная идея одна: любите друг друга. Вот самая главная идея. Если мы будем любить друг друга и трудиться не на личное благо, а на нас всех, это и будет хорошо. Это как раз та идея, которая объединяет и Толстого, и Достоевского. Самое главное.
Анастасия Наконечная
Фото: Александр Волков
Кифа № 4 (284), апрель 2022 года