К 90-летию со дня рождения Никиты Алексеевича Струве
Наша газета много раз рассказывала о жизненном пути и служении Никиты Алексеевича Струве, о том, что именно благодаря его усилиям лучшее религиозное издание русской эмиграции – «Вестник РХД» – стало активно печатать под псевдонимами авторов, живущих за «железным занавесом» в СССР. Живое (и одновременно бережное) общение с теми, кто остался или родился в захваченной большевиками и оставленной изгнанниками родине понималось им ещё и как передача предания, того наследия, которое вместе с теми, кто не по своей воле уехал, оказалось за границей. Вспоминали мы не раз и его многочисленные поездки по России, беседы, дары библиотекам и семинариям от возглавляемого им издательства, которые стали возможны после отмены антицерковных законов. Говорили о том, как дорога нам всем была его надежда, что Преображенское братство сможет стать живой средой для дальнейшей жизни и развития церковного наследия эмиграции.
Сегодня, вспоминая Никиту Алексеевича в связи с его юбилеем, нам хотелось бы рассказать о том, о чём мы ещё не говорили – о его роде. Сейчас многие из нас ищут информацию о своих предках, но редко могут узнать что-то дальше бабушек и дедушек: корни были обрублены страшным XX столетием. Но о роде Струве известно до начала XV века. Сегодня мы вкратце расскажем о той части этого обширного рода, давшего прежде всего много известных учёных, которую составляют прямые предки юбиляра, и о той части этой истории, которая началась в первые годы XIX века и была связана с Россией.
* * *
Василий Яковлевич (при рождении Фридрих Георг Вильгельм) Струве (1793–1864), родившийся в Дании, но уже с 1808 года переехавший в русский город Дерпт, был одним из основоположников звёздной астрономии, первым директором Пулковской обсерватории, членом-учредителем Русского географического общества. Интересно, что первое образование, полученное им в Дерптском университете, было филологическим и лишь второе – астрономическим. Он стал родоначальником целой династии учёных, но один из его сыновей посвятил себя не научной, а государственной деятельности.
* * *
Бернгард Васильевич Струве (1827–1889), пермский губернатор, начал строительство первой на Урале железной дороги. Пермская городская дума избрала его почётным гражданином города. Однако после отставки бывшему губернатору на заседании Сената были предъявлены обвинения в превышении власти, вмешательстве в работу судебных и следственных органов, а также в «отдельных неправильностях»: Струве был обвинён в снисходительном отношении к невыплате крестьянами недоимок. По итогам разбирательства ему был вынесен строгий выговор.
* * *
Сын губернатора Пётр Бернгардович Струве (1870–1944), родившийся в Перми, ещё в ранней юности, петербургским гимназистом, «стал, по страсти и по убеждению, либералом и конституционалистом», а три года спустя «на этот раз только по убеждению – социал-демократом».
Один из ведущих теоретиков марксизма, редактор первых марксистских журналов «Новое слово» и «Начало», автор «Манифеста Российской социал-демократической рабочей партии», один из участников организационного совещания по созданию газеты «Искра», в начале 1900-х Струве уходит от марксизма к либеральному консерватизму и становится одним из создателей либерального «Союза освобождения».
К Октябрьскому перевороту он отнёсся отрицательно. Уже в конце декабря 1917 г. он отправляется на Дон, где начинает формироваться Добровольческая армия. В феврале 1918 года, в момент вынужденного ухода армии из области Войска Донского в Ледяной поход, военные старались не брать с собой гражданских, и Струве пришлось покинуть армию. Через Царицын он со спутниками пробрался к началу марта в Москву и до августа жил на нелегальном положении. В мае участвовал в создании самой мощной подпольной антибольшевистской организации «Национальный центр» и активно работал в её московском отделении.
В 1918 году П.Б. Струве стал редактором и одним из авторов сборника «Из глубины».
В годы Гражданской войны он входил в Особое совещание при генерале Деникине и – в качестве начальника управления иностранных дел – в состав правительства генерала Врангеля; его усилиями Франция де-факто признала правительство Врангеля.
По воспоминаниям В.В. Шульгина, в эмиграции он с большим сокрушением вспоминал о своём участии в революционном движении.
* * *
О сыне Петра Бернгардовича и отце Никиты Алексеевича, Алексее Петровиче Струве (1899–1976), известно меньше, чем о его знаменитых предках. Он был библиографом, библиофилом, антикваром, родившимся ещё в России, но скончавшимся в эмиграции в Париже.
Материал подготовила Александра Колымагина
Кифа № 2 (270), февраль 2021 года