6 декабря 2021 года в диссертационном совете Московского государственного университета была защищена кандидатская диссертация Александра Викторовича Волкова, помощника первого проректора СФИ, на тему «Философская проблематика в деятельности Московского религиозно- философского общества памяти Вл. Соловьёва». 10 декабря в диссертационном совете РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург) состоялась защита кандидатской диссертации Вячеслава Семеновича Зыкова, сотрудника библиотеки СФИ, по теме «Антропология греческой Библии в сравнении с антропологией еврейской Библии: лексический и теологический анализ». Мы попросили выпускников СФИ, ставших кандидатами наук (один – философии, второй – теологии) дать «Кифе» небольшой комментарий.
Как складывался Ваш интерес к теме диссертации?
Александр Волков: Я сразу хотел писать работу по русской философии начала ХХ века. Она пленила меня ещё по курсу Татьяны Николаевны Панченко в СФИ. Это время – расцвет духовного поиска, дерзновенных начинаний и многих открытий в русской мысли. Сначала я хотел писать работу по наследию Семёна Людвиговича Франка, прочитал многие его работы. Центральная тема его религиозно-философского творчества отражена в монографии «Непостижимое» – тема важная, раскрывающая природу духовного откровения. Он указывает, что опыт ненаучного познания, который связан с детскими воспоминаниями, ощущением счастья, впечатлением от важных встреч, явлением Божьего промысла, – всё это та подлинная реальность, которая для человека оказывается самой главной в жизни, но этому совсем не уделяет внимания философская наука. Передать этот уникальный опыт С.Л. Франка в учебной работе оказалось непросто, и пришлось находить что-то более твёрдо опирающееся на исторические факты.
Не помню, каким образом мне пришла идея писать про Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва. Меня оно сразу привлекло составом участников: гениальный философ Н.А. Бердяев, выдающийся богослов и будущий священник С.Н. Булгаков, будущий сподвижник патриарха Тихона, закончивший свою жизнь как священноисповедник, В.П. Свенцицкий, член Поместного собора 1917–1918 гг. Е.Н. Трубецкой и многие другие талантливые христианские мыслители. Также важным было то, что это общество было объединено целью проповеди христианских идей в первую очередь в среде интеллигенции, выявления значимости русской национальной религиозной мысли. Несмотря на это, разброс религиозно-философской тематики был довольно широкий и включал рассмотрение историософских концепций и проблематику культуры и религиозного творчества.
Чтение докладов, писем, журнальных статей по этой теме принесло необычайное вдохновение и подогревало интерес в течение нескольких лет, когда я занимался написанием сначала бакалаврской работы в Свято-Филаретовском институте, потом кандидатской диссертации в МГУ.
Вячеслав Зыков:Интерес к теме библейской антропологии возник у меня в связи с чтением первых глав книги Бытия. Сравнивая переводы, я обратил внимание на различия между библейскими переводами с древнееврейского языка и церковнославянским текстом. Сопоставление интересующих меня глав по оригинальному древнееврейскому тексту и Септуагинте ещё более усилило мой интерес к указанной теме. Без дальнейшей учёбы мне было бы очень трудно ориентироваться в проблемах антропологии в силу очевидной неисчерпаемости данной тематики.
Что нового и важного открывает Ваша диссертация?
Александр Волков: Исследуя религиозно-философский ренессанс начала ХХ века в России, встречаешься с тем, что эта тематика привлекает очень многих исследователей, в том числе маститых учёных. Пришлось долго сидеть в архивах и прочитать большой объём литературы не только по философии, но и по искусству Серебряного века, по истории разных религиозных движений, работ, посвящённых биографии большого количества мыслителей, которые делали доклады на заседаниях Соловьёвского общества либо были его участниками, различных воспоминаний, а также эпистолярного наследия. В итоге я смог составить перечень рефератов, прочитанных в этом обществе, с указанием датировок, публикаций, всей имеющейся информации с приведением цитат, которые указывают на то, что доклады были прочитаны именно в этом московском обществе. Несмотря на то, что подобную работу до меня частично проводили другие исследователи, мне удалось сделать большой шаг в выяснении целостной картины деятельности Соловьёвского общества и показать это в работе. При этом центральной темой моей работы стал анализ философских концепций, рассматриваемых на заседаниях общества – христианского прогресса, христианской политики и общественности, теургии, антиномизма, софиологии и проч. В этой области также удалось собрать архивные сведения и разрозненные находки различных исследователей, показав общую картину философской деятельности МРФО.
Надеюсь, что мои труды вдохновят многих других исследователей заниматься этой тематикой.
Вячеслав Зыков: В моей диссертации был затронут ряд вопросов, касающихся библейской антропологии. В связи с темой «Индивидуальный “Адам” и “человек” как родовое понятие» особый интерес представляет то, каким образом при переводе первых глав книги Бытия в Септуагинте используется имя собственное Адам. Исследуется соотношение значений «мужчина» и «человек» в лексических системах древнееврейского и древнегреческого языков. Рассматриваются примеры того, как данное соотношение представлено в тексте еврейской и греческой Библии. Осуществляется сравнительный анализ библейской древнееврейской и греческой лексики, описывающей человека и его внутренний мир.
Мой научный руководитель Михаил Георгиевич Селезнёв в своём отзыве на мою работу писал, что исследования по сравнительному анализу антропологии еврейской и греческой библейской традиции встречаются намного более редко, чем по антропологии еврейской Библии. «Монографических исследований на тему диссертационной работы В.С. Зыкова нет ни в русской, ни в зарубежной науке», – отметил М.Г. Селезнёв. Курсовые работы и бакалаврская, написанные в СФИ, послужили мне хорошей основой для подготовки диссертации по указанной теме. Поэтому я с огромной благодарностью вспоминаю годы своей учёбы в СФИ. Я также признателен ОЦАД им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия за предоставленную мне возможность учёбы и РГПУ им. А. И. Герцена за возможность защитить мою диссертацию.
Беседовала Анастасия Наконечная
Кифа № 2 (282), февраль 2022 года