
Конференция СФИ с международным участием собрала 5–7 октября более 100 человек – исследователей из России, Венгрии, Италии, Румынии, Узбекистана, Франции, Швейцарии.
Работа конференции началась с доклада заместителя декана факультета философии, богословия и религиоведения РХГА кандидата философских наук Игоря Зайцева «Экклезиология после теодицеи: соборность как ответ на опыт зла и бунта».
О характерных чертах современного исторического периода жизни Церкви говорили на круглом столе «Соборность в постконстантиновскую эпоху: анахронизм или актуальное призвание Церкви?». В нём приняли участие исполняющий обязанности декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова кандидат философских наук Алексей Козырев, основатель СФИ кандидат богословия священник Георгий Кочетков и сотрудница кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ, аспирантка МГУ Софья Андросенко. Ведущим круглого стола стал первый проректор СФИ Дмитрий Гасак.
«В этом году исполняется 1700 лет со дня Первого Вселенского собора в Никее. Но через 1700 лет, конечно, какие-то смыслы звучат по-другому, и мы должны искать новые формы если не церковной соборности, то по крайней мере коммюнотарного единства. И мне кажется, что такие поиски сегодня происходят в разных плоскостях нашей жизни», – отметил Алексей Козырев.
«Мы пытаемся найти, в чём реализуется соборность Церкви в самых разных формах, в разные эпохи, – сказал на круглом столе отец Георгий Кочетков. – Соборность как открытие XX века, связанного со многими страданиями, восходит на экзистенциальный и мистический уровень. Мы уже не можем понимать соборность только как собранность, пусть даже соборную собранность на соборах, или тем более как сборность. Поэтому мы и говорим в связи с соборностью о том, что на основании новых откровений в Церкви должны естественно рождаться без всякого принуждения общины и братства».
Два доклада, прозвучавшие на конференции, были связаны с именем крупного экклезиолога XX века – протопресвитера Николая Афанасьева. Заведующая Богословским колледжем СФИ Ольга Кузнецова представила доклад на тему «Евхаристическое собрание в экклезиологии протопресвитера Николая Афанасьева: от собирания (на одно) к соборному единству». Автор книги «Николай Афанасьев и его евхаристическая экклезиология» Виктор Александров выступил с докладом «Протопресвитер Николай Афанасьев и митрополит Иоанн (Зизиулас). Разница метода и “основных интуиций”».
Разработкам экклезиологов XIX века были посвящены доклады проректора по развитию СФИ Марины Наумовой («“Живое взаимнодействие” как принцип церковного устройства в трудах Алексея Степановича Павлова») и доцента РГГМУ кандидата филологических наук Елены Непоклоновой («Понятия “гордость” и “смирение” в сочинениях Алексея Степановича Хомякова, посвящённых проблеме христианского единства»).

Особое значение для осмысления принципа соборности в постконстантиновскую эпоху имеет опыт мучеников и исповедников XX века, в котором центральное место принадлежит тем, кто созидал братскую жизнь в Церкви. Этого опыта коснулись в своих докладах старший преподаватель кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, научный сотрудник Лаборатории исследований церковных институций кандидат теологии Вячеслав Ячменик («Модели Церкви в посланиях общине из ссылки священномученика Сергия Мечёва»); старший преподаватель СФИ кандидат филологических наук Юлия Штонда («Личное и общее служение членов общины в богословии Дитриха Бонхёффера»); член Общества восточной литургии, старший преподаватель СФИ Зоя Дашевская («Народ Божий как сослужитель в соборном богослужении церкви: опыт ХХ века»).
Воплощению принципа соборности в православных духовных движениях, возникших в XX веке, были посвящены доклады преподавателя СФИ кандидата биологических наук Ульяны Гутнер («Реализация принципа соборности в РСХД на примере проведения общих и региональных съездов в 1923–1939 годах») и доктора теологии из Университета имени Лучиана Благи в Румынии протоиерея Василе Михока («Соборный принцип в управлении братства “Воинство Господне” в истории и современности»).
Принципу соборности в управлении Преображенского братства был посвящён доклад его председателя и первого проректора СФИ Дмитрия Гасака. Он рассказал о том, как в опыте Братства сочетаются различные принципы церковного управления – соборный, демократический, коллегиальный и единоначалие, имеющие общую направленность на собирание братьев и сестёр в стремлении к полноте церковной жизни и служения.
Традиционно в сфере внимания участников экклезиологических конференций СФИ оказывается и богословский опыт других христианских конфессий. В конференции приняли участие пастор Реформатской церкви Мартин Хёгер (Лозанна, Швейцария) с экклезиологическим размышлением на Еф 2:13–16 и монах Адальберто (Майнарди) из монастыря Бозе в Италии с докладом «Папа Франциск и соборная церковь: вдохновение от православно-католического диалога».
Также на конференции прозвучали доклады преподавателя СПбДА кандидата богословия протодиакона Константина Марковича («Главные принципы экклезиологии блаженного Августина как теологическая основа для практической деятельности в области созидания церковного единства и формирования атмосферы общинности в приходах»); профессора СФИ и РГПУ имени А.И. Герцена доктора филологических наук Юлии Балакшиной («Церковная общественность и церковная общинность в опыте Русской церкви начала ХХ века»); преподавателя ЛГУ им. А.С. Пушкина доктора философских наук Татьяны Прониной («Эволюция православного прихода в XX веке: община верующих или церковное учреждение»); старшего преподавателя СФИ Екатерины Алексеевой («Миряне и епископат: опыт старообрядческих соборов и съездов начала XX века»); секретаря кафедры церковной и социальной истории СФИ Наталии Игнатович («Проблема реализации соборности в церкви на примере участия Братства святителей Московских в полемике по делу епископа Гермогена (Долганёва)»).
Смысловые итоги симпозиума подвели участники круглого стола «От экклезиологии к экклезиодицее: проблема свидетельства о Церкви в XXI веке».
На конференции прозвучало 25 докладов, в течение трёх дней в ней приняли участие 111 человек из 20 светских и церковных учебных заведений, среди которых – Екатеринбургская православная духовная семинария, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский педагогический государственный университет, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российский государственный гуманитарный университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена (РГПУ), Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербургская духовная академия, Ташкентская православная духовная семинария.
Полностью новость можно прочитать на сайте Свято-Филаретовского института





