В этом году 1 февраля снова отмечался в церкви День православных братств. Наши читатели хорошо помнят, что именно в этот день в 1918 году патриарх Тихон (Беллавин) призвал верующих создавать духовные союзы, чтобы «силе внешней противопоставить силу своего святого воодушевления».
Возникшие в ответ на этот призыв в самых разных местностях России братства, сестричества, союзы, общины собрали тех, кто по-настоящему «ревновал о высших подвигах христианского благочестия»1. Многие из них сегодня прославлены в лике святых, а многие ждут своей канонизации. Только на одном памятнике православным братствам в Левашове под Петербургом встречаются имена 15 святых новомучеников и исповедников веры.
Сегодня о подвиге братчиков вспоминают православные христиане в разных городах и странах. О некоторых из прошедших в эти дни встреч рассказывают их участники.
Архангельск
Из записи на странице Культурно-просветительского фонда «Сретение» в сети Facebook: По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия 6 февраля, в День памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Архангельске открылась выставка «История православных братств на Русском Севере».
Игумен Феодосий (Нестеров), благочинный Центрального благочиннического округа г. Архангельска, во вступительном слове отметил:
«Мы ожидали в 2017 году, в год столетия Русской революции, что всколыхнётся в обществе попытка осмысления, какого-то проникновения. Но ничего такого практически не было. Год столетия как бы её ни называли “великой”, но катастрофической революции прошёл в неком стыдливом молчании. Оценки тем событиям не было дано».
Игумен Феодосий передал благословение митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия организаторам и посетителям выставки:
«Взирая на подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, не посрамивших имя Христово, будем укрепляться духом и помнить непреложное обетование Божественного Крестоносца: “Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют её” (Мф 16:18). Призываю на устроителей и посетителей выставки Божие благословение!»
В Архангельской и Холмогорской епархии в начале XX века действовало около 20 православных братств, в которые входили многие известные люди Русского Севера: св. прав. Иоанн Кронштадтский, прот. Михаил Попов, еп. Иоанникий (Казанский), архангельские губернаторы Александр Платонович Энгельгардт и Иван Васильевич Сосновский, а также Иустин Михайлович Сибирцев, о. Михаил Сибирцев, о. Павел Ильинский (в августе 1917 г. избран членом Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. от Архангельской и Холмогорской епархии), о. Александр Нечаев (председатель православного братства во имя св. Мартина исповедника). В братства вступали губернаторы, дворяне, купцы, мещане, чиновники, офицеры, крестьяне.
Организатор выставки: Культурно-просветительский фонд «Сретение». Выставка проходила в рамках Форума «Имеющие надежду».
Воронеж
В Воронеже 1 февраля уже традиционно отметили День православных братств. Этот день памяти прошёл по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, главы Воронежской митрополии. Организаторы – малые православные братства во имя свт. Тихона Задонского и прп. Силуана Афонского и Комиссия по канонизации святых воронежской епархии.
Именно в этот день в рамках клуба «Время смысла» мы решили вспомнить, как обстояло дело с объединениями христиан в братства и сестричества на Воронежской земле.
Студенты и выпускники СФИ поделились своими открытиями о жизни братств в Воронежской епархии до революции и после. Конечно, эта тема мало изучена, но всё то, что было обнаружено в Воронежских епархиальных ведомостях и других источниках сведений об образовании братств, свидетельствует о том, что христиане – миряне и священники – стремились к общей жизни на братских началах.
Помимо общеизвестного епархиального братства Тихона Задонского и Митрофания Воронежского, существовавшего на Воронежской земле с конца XIX века, мы вспомнили о братствах, которые образовывались в Павловске, Острогожске, Задонске, Валуйках, то есть в уездных городах Воронежской епархии. Сохранились свидетельства о том, что губернатор и епархиальные миссионеры развешивали по городу объявления о том, что организовывается братство с призывом ко всем желающим общей жизни – войти в него.
Братства в Новохопёрске и Павловске были миссионерскими. В павловском братстве Иосафа Белгородского священники объединялись с «ревнителями» (то есть неравнодушными прихожанами). Очень интересным участникам дня памяти показался рассказ Марины Калтыриной об открытии «Всероссийского Православного братства деятелей внутренней миссии». Цель братства видели в «созидании Тела Христова». К сожалению, оно образовалось в 1916 году, и неизвестно, что оно успело сделать. Выпуск официальной церковной прессы был прекращён. Так что новые сведения об этом братстве ещё придётся поискать.
Протоиерей Андрей Изакар, председатель Комиссии по канонизации святых Воронежской епархии, рассказал о православной общине девушек, которая существовала уже после революции, в 1920–1930-е годы под духовным руководством протоиерея Митрофана Бучнева – друга и келейника священномученика архиепископа Петра (Зверева). Девушек называли черничками, они были крестьянками, собиравшими позже вокруг себя учителей, врачей, верующих людей разных профессий. Полумонашеская женская община привлекла внимание органов власти и разделила трагическую судьбу братств в ХХ веке.
Отец Андрей предварил свой рассказ словами святейшего патриарха Кирилла, произнесёнными на Бутовском полигоне: «Почему политические перевороты сопровождались гонениями на церковь? Потому что церковь проповедует истину, впитав которую человек становится внутренне свободным независимо от внешних обстоятельств. Невозможно управлять свободными людьми, навязывая им нечто, что расходится с Божественной истиной. Потому что те, кто хочет контролировать церковь, понимают: покуда есть церковь – тотального контроля никогда не будет».
Закончился разговор рассказом Анны Самсоновой об общине «светильников»2. Сведения об этой общине, существовавшей в то время, когда большинство храмов было разрушено и местом собирания верующих стали их собственные дома, она нашла, изучая архивно-следственные дела.
Санкт-Петербург
Из записи Юлии Балакшиной в сети Facebook: Запишу для памяти итоги сегодняшнего разговора с некоторыми клириками и мирянами нашей епархии о возможности братств и братских отношений в современной церкви.
Тезис: братские отношения вполне возможны в рамках существующих приходов, если у настоятеля есть добрая воля их созидать.
Антитезис: братские отношения на приходах не могут быть прочными, так как приход не знает границ, а настоятеля могут в любой момент перевести служить в другое место.
Тезис: братства появляются в церкви только в эпоху кризисов, гонений, ослабления иерархии.
Антитезис: братства существовали в церкви всегда; неслучайно ап. Пётр призывает «братство любите»; монашеские общины были мирянскими братствами.
Тезис: у современных людей есть горячая потребность в братских отношениях, а в церкви есть все возможности для их воплощения.
Антитезис: людям хочется, чтобы их обласкали, пригрели, но всерьёз отвечать за братские отношения в церкви они не готовы; нет видения, «модели», как эти отношения созидать.
Тезис: в русской церкви неизбежно будет появляться всё больше братств и мирянских движений, как это происходило в ХХ в. у католиков.
Антитезис: братства станут появляться лет через 300, когда церковный народ убедится в возможности многообразных форм церковной жизни, а иерархия поймёт, что живые мирянские движения – реальный ответ на возрастающую секуляризацию.
Мне запало в душу свидетельство Артёма Григоряна, что православные не умеют вместе делать дело, не умеют договариваться, выстраивать горизонтальные отношения. Братство – отличная школа для того, чтобы научиться жить вместе.
Из записи Анастасии Наконечной в сети Facebook: День православных братств, как всегда, приходится на 1 февраля, а сегодня, в воскресный день, в Исаакиевском соборе мы встретились с местной молодёжкой и вспомнили историческое Исаакиевское братство, устав которого писали два церковных историка – настоятель собора протоиерей Пётр Смирнов и А.А. Папков.
Смотрели устав и отчёты Братства. Вспоминали их цели – быть не просто благотворительным обществом, а действительно жить духовной семьёй как братья и сестры. Помянули некоторых братчиков. Основательница Исаакиевского братства Елизавета Воронцова-Дашкова была посажена в тюрьму в послереволюционное время, однако впоследствии смогла выехать за границу, где умерла своей смертью. Протоиерей Фёдор Знаменский, проводивший духовные беседы в братской столовой, был дважды арестован в советское время, он не вернулся из Котласской ссылки, в которую был отправлен на 10 лет в 1931 г. Александр Папков, специалист по истории православных братств, был членом Поместного собора 1917–1918 гг., скончался в 1920 г.
Больше 100 лет прошло, а огонь тех, кто основывал это братство и каждый год находил силы на решение новых задач, и благотворительных, и просветительских, и внутрибратских – буквально обжигает своей силой и духом.
Вечная память всем братчикам и братчицам, особенно пострадавшим за веру в годы советского безвременья! Пусть в церкви оживает сила братской любви между братьями и сёстрами во Христе!
Кишинёв
День православных братств в Кишинёве был отмечен онлайн-встречей, которая прошла чуть позже даты праздника, 7 февраля. Участники вспомнили Крестовоздвиженское трудовое братство. Основатель Братства Николай Николаевич Неплюев – помещик, мирянин, аристократ создал уникальное христианское сообщество – яркий оазис культуры, цивилизации, духа.
На встрече прозвучали несколько сообщений с фото-презентациями, показывающими разные стороны жизни Братства, главным основанием которой были вера, любовь и труд. Среди последователей Николая Неплюева, вдохновлённых идеей братств, были отмечены епископ Макарий (Опоцкий), священномученик Роман Медведь, Евгений Сенатский и другие.
На встрече присутствовали настоятель храма во имя свт. Николая Мирликийского с. Максимовка о. Самуил Бакаржи с сёстрами милосердия из сестричества, основанного на приходе храма.
Яркий пример жизни Трудового братства вызвал живой отклик у слушателей. Опыт Н.Н. Неплюева, по мнению о. Самуила, – это то, что крайне необходимо изучать и применять в церкви.
Организатором онлайн-встречи было кишинёвское православное братство во имя прп. Паисия Величковского.
Текст: Анастасия Наконечная (Санкт-Петербург), Наталия Ершова (Воронеж), Светлана Кирияк (Кишинёв).
Фото: страница КПФ «Сретение» (Архангельск), Наталья Шешкель (Санкт-Петербург)
* * *
Тропарь православных братств, глас 4
Ныне торжествует церковь Русская, / воспоминая братский собор чад своих, / послушных благодати Святого Духа / и по зову первосвятителя собравшихся / в церковные союзы и братства для защиты святынь: / епископов, пресвитеров и дьяконов, / иноков и православных мужей и жён, / союзом любви Христовой связуемых / и по Евангелию общую жизнь созидающих. / По их ходатайству, долготерпеливый Господи, // церковь и страну нашу в братолюбии утверди до скончания века!
Кондак православных братств, глас 2
О верные чада церкви Русской, / собравшись в православные братства и союзы, / вы во дни гонений и нестроений церковных / явили силу Духа и евангельское братолюбие / и как истинные свидетели любви Христовой / отдали себя на служение Богу и ближним, / собирая церковь в единое Братство // и тем прославляя Господа во веки веков.
Величание православных братств
Величаем вас, / все верные чада церковных братств, / и почитаем вашу верность Христу / даже до смерти.
————
1 Из Примерного устава братства, принятого на первом съезде Общебратского союза в Петрограде в 1920 г.
2 Подробнее об этом духовном движении можно прочитать в «Кифе» № 2 (270), февраль 2021 года.
Кифа № 2 (282), февраль 2022 года