Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Дело христианского просвещения в мире всегда преодолевает препятствия

Интервью с первым проректором Свято-Филаретовского института Дмитрием Сергеевичем Гасаком

Дмитрий Сергеевич Гасак

Что для Свято-Филаретовского института и что для Вас лично как для его первого проректора значит имя святителя Филарета?

Выбор имени святителя Филарета был, конечно, не случаен. Наверное, в первую очередь следует вспомнить его церковное служение, которое чрезвычайно многогранно. Он управлял Московской епархией вплоть до самой своей кончины, более 40 лет – с 1821 до 1867 года. Это целая эпоха московской церковной жизни, и не только московской. Его влияние в Русской церкви и вообще в России было колоссальным. Но для нас, конечно, его имя важно в первую очередь потому, что именно святитель Филарет последовательно, преодолевая многие препятствия, переживая многие скорби, способствовал переводу Священного Писания на русский язык. И даже тот факт, что полный корпус книг Священного Писания вышел в свет уже после его кончины, свидетельствует о нём как о деле жизни святителя, которое он совершал с верой и видел в нём дальнюю перспективу. И дело не только в том, что перевод Священного Писания – это сам по себе огромный научный труд, но и в том, что он помогает решать центральные задачи церковной жизни, просвещения церковного народа, свидетельства о вере во Христа и Его Церковь. Думаю, что святитель Филарет остро чувствовал, как наша церковь опаздывала с переводом. Не случайно ещё в XVIII и начале XIX века в произведениях многих литераторов появлялись переложения славянских текстов на русский язык. Какие-то фрагменты переводили в Москве, переводили в Петербурге, переводили в Малороссии. Он остро это чувствовал и поэтому всемерно продвигал. Хотя, как известно, распространение первого издания перевода Нового Завета было заблокировано, а часть первых переводов Пятикнижия была вообще уничтожена. Делу перевода ставились большие препоны, но святитель Филарет не сдавался и правильно делал. Он понимал, что, с одной стороны, дело просвещения не терпит отлагательства. А с другой, – что дело христианского свидетельства и просвещения всегда в этом мире встречает препятствия и даже вражду, каким бы саном или положением человек, его совершающий, ни обладал. Поэтому и ему, московскому митрополиту, приходилось претерпевать и скорби, и притеснения. Нашему институту это очень близко, прежде всего, конечно, в связи с подвижническим трудом отца Георгия по переводу богослужения на русский язык, и в целом с тем делом, которому мы по мере сил стараемся служить. Поэтому имя святителя Филарета для нас близко.

Я сказал, что служение его было очень многообразным. Мы стараемся изучать не только его переводческую, но и его пастырскую деятельность. Очень интересно, какими принципами он руководствовался в своём епископском служении, каким образом, с каким основанием он принимал те или иные кадровые и иные решения по управлению епархией. Интересен как опыт его личной духовной жизни, так и опыт устроения им монашеской жизни. Между прочим, не так давно мы получили известие, что магистерская диссертация нашей студентки Юлии Степановой, посвящённая исследованию приоритетов святителя Филарета в монашеской жизни по материалам его переписки с наместником Троице- Сергиевой лавры архимандритом Антонием (Медведевым), получила первое место в конкурсе выпускных квалификационных работ «Be First» в номинации «Философия» (теологии пока там нет). Конечно, приятно, что наши скромные труды по изучению духовного наследия святителя Филарета отмечаются на уровне федерального конкурса выпускных квалификационных работ.

Недавно мы были очень рады принимать в Институте председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова. Он выступил с большой лекцией, посвящённой системе богословского образования и её истории.

Что бы Вы могли отметить из последних важных событий жизни института и его ближайших задач?

Мы получаем с разных сторон различные запросы, и хотя по-прежнему основными для нас остаются программы богословские, развиваются и исторические программы, и религиоведческие, и отделение социальной работы, что даже немного сверх наших ожиданий и сил. Очень велик запрос на подготовку в нашей стране социальных координаторов, то есть тех, кто действительно может организовывать, координировать социальную деятельность и создавать «пространство жизни» вокруг людей, которые действительно нуждаются в социальной поддержке.

Лекция прот. Максима Козлова в Свято-Филаретовском институте
Лекцию прот. Максима Козлова в Свято-Филаретовском институте слушали не только студенты-очники, но и многочисленные заочники из разных городов России

Конечно, поскольку институт наш является православным и церковным институтом, хотя мы всегда стараемся работать на стыке церкви и общества, очень важным приоритетным направлением остаётся сотрудничество с Учебным комитетом Русской Православной Церкви и взаимодействие со всей системой духовного образования Русской Православной Церкви. Недавно мы были очень рады принимать в Институте председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова. Он выступил с большой лекцией, посвящённой системе богословского образования и её истории в XX веке и истории её возрождения уже в конце XX и в первой четверти XXI века. Отец Максим представил масштабную картину. С одной стороны, это было описание колоссальных потерь, фактически полного разрушения системы православного богословского образования на территории бывшей Российской империи в довоенное время (в 1920-х годах представители других конфессий – католики и протестанты – преследовались на территории Советского Союза не так жёстко, как православные, у которых все духовные школы были загублены довольно быстро, уже к 1924 году). Это была история чрезвычайно драматичная: многие преподаватели духовных школ были расстреляны, многие репрессированы и уничтожены, кто-то вынужден был эмигрировать. С другой стороны, это был рассказ о том, с какими колоссальными трудами и проблемами приходится сталкиваться, возрождая это образование, без которого, конечно, не только подготовка священнослужителей в церкви невозможна, но без которого Россия не обретёт свой духовный стержень. И сейчас очень многое сделано, хотя, конечно, даже для достижения хотя бы дореволюционного уровня образования, качества подготовки специалистов и качества подготовки студентов, конечно, ещё придётся много работать. Надеюсь, что и наш институт вносит и будет вносить свой вклад в это общее церковное дело, чтобы нам не было стыдно ни перед Господом, ни перед людьми за то, как мы распоряжаемся данными нам талантами и возможностями.

Беседовала Александра Колымагина

Кифа № 12 (328), декабрь 2025 года