Интервью с председателем Ассоциации выпускников и студентов СФИ (АВиС) кандидатом социологических наук Анной Борисовной Алиевой

Не могли бы Вы рассказать, что такое АВиС?
Ассоциация выпускников и студентов Свято-Филаретовского института существует уже 19 лет (родилась 2 декабря 2006 года). Её участники стремятся продолжать дело Института в разных сферах. Например, для тех, кто закончил богословский и исторический факультеты, важно продолжать научно-богословские исследования. У нас был очень интересный проект по изучению наследия протоиерея Сергия Булгакова, надеюсь, он продолжится. Наши выпускники выступают и как участники и организаторы тех или иных сообществ. Одна из наших выпускниц, Софья Андросенко, вошла в сообщество «бердяевоведов» и сама стала участвовать в его собирании. На «Чае с Бердяевым» продолжается философская и богословская мысль Николая Александровича уже в современных реалиях. Есть среди членов АВИС те, кто интересуется наследием Дитриха Бонхёффера и стараются развивать его идеи, выходящие за рамки конфессиональных границ протестантизма и касающихся в целом судьбы христианства в современном мире.
В этом году мы вместе пришли к мысли о том, что дар богословского образования – это то, что требует своего умножения. Да, образование даёт, с одной стороны, подспорье для того, чтобы христианин мог качественно исполнять своё дело, служение в Церкви, в обществе. Но, с другой стороны, сам дар богословского образования существует не только для изменения качества жизни, для исполнения служения. В самом богословии (а богословское образование невозможно без богословия и без богопознания) есть очень важное семя, без которого человек не может жить и его вера не может обрести полноту. Мы в этом году сделали акцент на размышлении о том, как этот дар богопознания может дальше продолжаться – через богословские семинары и собственные исследования, через обсуждения этих исследований, через продолжение живой богословской мысли. Это размышление для нас сейчас приоритетное. Наш ежегодный праздник в связи с днём рождения АВиС мы как раз посвящаем такому размышлению. Будет специальный семинар по теме наследования и передачи традиции богословской мысли.
Мне кажется, что это некоторое сужение возможностей выпускников Свято-Филаретовского института, которые могут помогать миссии, катехизации, служить продвижению важных смыслов в общении. Все сотрудники нашей газеты – выпускники СФИ, и мы чувствуем, что это база, без неё мы, наверное, не могли бы заниматься своим делом…
Мы не говорим, что выпускники богословского факультета не должны заниматься ничем практическим – катехизацией, социальными служениями, воцерковлением детей. Это было бы странно. Однако проект богословских семинаров связан с ощущением необходимости движения самой богословской мысли, с постоянным поиском, а для того, чтобы это происходило, нужна среда. В Преображенском братстве, членами которого является большая часть членов Ассоциации выпускников, есть сообщества, одно из которых размышляет о катехизации, другое – занимается социальным служением, третье связано с богослужением, в первую очередь с переводами богослужения, с литургическим творчеством. Но научно-богословское пространство, которое тоже могло бы быть важной составляющей нашей общей жизни, пока недостаточно развито. 70 лет советской власти очень больно ударили по богословским высотам церковной жизни, разрушив богословское образование. Оно могло существовать лишь в формах подпольных семинаров или в эмиграции. В такой ситуации богословская мысль практически не могла развиваться. Оставалась лишь передача минимальных знаний, чтобы люди не потеряли веру. Вот почему жителям СССР, остававшимся полвека без какого бы то ни было богословского образования, так сложно было воспринимать некоторых одиночек, таких как отец Александр Мень или отец Сергий Желудков, людей, которые занимались научной богословской работой, в том числе литургической, и трудились в области миссии, в области библеистики и других. Да, в эмиграции многое из наследия русского религиозного возрождения продолжало развиваться, но это был довольно небольшой круг, связанный со Свято-Сергиевским институтом в Париже и Русским студенческим христианским движением. Сохранилась переписка сестёр Иоанны (Рейтлингер) и Елены (Казимирчак-Полонской), двух духовных дочерей отца Сергия Булгакова, которых он благословил вернуться в СССР, и в этих текстах поражает напряжённый уровень богословской мысли. Это как раз свидетельство о плодах духовного образования и живого богословия, связанного с ним, свидетельство того, что христиане, даже христианки, были внутри богословской традиции, были научены научно-богословскому размышлению и поиску. Меня до глубины души поразил рассказ Юлии Николаевны Антипиной о том, что случилось в Свято-Сергиевском институте с преподаванием догматического богословия после того, как отца Сергия Булгакова не стало: всё просто прекратилось, преподавание вернулось к дореволюционным образцам, без богословского поиска и размышления. И я задумалась о том, как важно, чтобы такое не случилось со Свято-Филаретовским институтом. Так что если говорить об АВиС – я пожелаю всем, кто учился в СФИ, и тем, кто будет учиться – формировать интерес к чистому и неутилитарному богопознанию, потому что им питается всё остальное в жизни человека – и молитва, и служение, и общение.
Беседовала Анастасия Наконечная




