В крупнейших городах России прошли встречи, посвящённые Дню православных братств
Конец января и начало февраля стали временем кардинального углубления многочисленных разделений в обществе. Тенденция видеть с одной стороны «агентов западных спецслужб», а с другой «воров и карателей» стала настолько распространённой, что даже слово о возможности преодоления кризиса чем-то кроме хождения «стенка на стенку» уже вызывало агрессию.
Между тем уже вошедшие в традицию за последние несколько лет встречи, конференции и даже концерты-воспоминания, прошедшие в День православных братств, говорили об иных путях. Да и сама братская жизнь начала минувшего столетия, к которой часто были обращены воспоминания, показывала не только возможность, но и необходимость альтернативы чисто политическим баталиям. Подлинная солидарность, не являющаяся разрушительной для общества «дружбой против», может опираться лишь на возрождение связи людей между собой, в том числе и сквозь время. Для того же, чтобы она не стала механическим смешением подлинного и ложного, мёда и дёгтя, необходимо искать опору в примерах общей жизни и в нелицемерном покаянии.
Вот лишь краткое перечисление основных встреч, искавших эту опору и прошедших в эти дни в крупнейших городах России.
***
31 января в Санкт-Петербурге прошла церковно-практическая конференция «Православные братства и общины как опыт собирания народа Божьего». Она была посвящена возникновению и служению православных братств и общин Петербурга – Петрограда – Ленинграда, истоках и последствиях братского движения в епархии. Вопросы, которые ставили перед собой участники – священник Дионисий Харин; протоиерей Георгий Пименов; краевед, исследователь приходских благотворительных обществ и братств Санкт-Петербурга Татьяна Трефилова; исследователь опыта православных братств в условиях гонений Анастасия Наконечная – неизбежно расширили и хронологию, и географию разговора.
Неслучайно началась конференция общей молитвой на могиле основателя одного из первых петербургских братств о. Александра Гумилевского (1830–1869) и продолжилась своеобразной перекличкой истории и современности: в пару к каждому историческому докладу (о традиции благотворительных, просветительских, трезвеннических братств) звучал содоклад о современном братском опыте, соответствующем той или иной традиции.
***
1 февраля в Москве прошла публичная беседа «Православное братство в современной России: реальность невозможного». Она собрала социологов и журналистов – кандидата философских наук, преподавателя НИУ ВШЭ Бориса Кнорре; председателя Преображенского братства Дмитрия Гасака; доктора политических наук, ведущего научного сотрудника и руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина; кандидата исторических наук, научного сотрудника Центра по изучению Восточной Европы Бременского университета Николая Митрохина; кандидата социологических наук, сотрудника Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС Дмитрия Рогозина; главного редактора медиапроекта «Стол» Андрея Васенёва – поставивших в центр разговора анализ процесса формирования сообществ в Русской православной церкви сегодня.
В тот же день в Воронеже прошла праздничная встреча-концерт «Братство любите» – на ней прозвучали песни и стихи, связанные с братской традицией разных эпох русской истории.
***
7 февраля на круглом столе «Опыт жизни церковных общин и братств в 1920–1930-х годах в России» председатель Комиссии по канонизации святых Воронежской епархии, преподаватель Воронежской духовной семинарии протоиерей Андрей Изакар; председатель Просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатский епархии, проректор Ташкентской духовной семинарии протоиерей Сергий Стаценко; декан исторического факультета, заведующий кафедрой церковной и социальной истории СФИ Константин Обозный; координатор секретариата Международных Рождественских образовательных чтений Елена Балашова; исследователи жизни и деятельности епископа Макария (Опоцкого) Анна Дмитренко и Александра Буданова обратились к истории тайных монашеских общин Высоко-Петровского монастыря, братства епископа Макария (Опоцкого) и общины протоиерея Митрофана Бучнева. Однако разговор не ограничился сухим церковно-историческим исследованием: участники ставили перед собой вопрос – что в опыте братств и общин 1920–1930 годов ценно для современной церковной жизни?
Какими были устроение и внутренняя жизнь этих братств и общин, что дало им возможность не только сохраняться, но и жить церковно в условиях открытых гонений на церковь со стороны государства?
***
12 февраля всё вновь вернулось в северную столицу, где в рамках серии «Исторических бесед» прошла дискуссия об истории братского движения в зарубежной России: «Человек человеку брат?» О содержании этого разговора, в котором приняли участие доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Православного Свято-Тихоновского университета Андрей Кострюков; кандидат философских наук, научный сотрудник Дома Русского зарубежья Наталья Ликвинцева; кандидат исторических наук, доцент Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Черняев; доктор физико-математических наук, профессор университета Сорбонны, председатель РСХД Кирилл Соллогуб (Франция, Париж), не хочется (да, пожалуй, и невозможно) рассказать кратко – так много важных и интересных подробностей прозвучало во время беседы. Мы надеемся в будущем опубликовать (как мы порой это делаем) наиболее интересные фрагменты в печатном виде, пока же советуем всем, кто ещё не посмотрел трансляцию, найти её в Youtube-канале Свято-Филаретовского института.
Обзор подготовила Александра Колымагина
Фото: Анастасия Наконечная, Ольга Лозко
Кифа № 2 (270), февраль 2021 года