Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Как жить духом Христовой победы

Воскресение Христово – Сошествие во ад. Ростовская провинция (Вологодский край). XIV в.

Бывает, что человек, сталкиваясь в своей жизни лично со страданиями и смертью (или наоборот, с успехом и комфортом), начинает терять веру в Воскресение, перестаёт жить духом Христовой победы, не имеет его избытка, чтобы им делиться с другими. Что бы Вы сказали такому человеку, чтобы укрепить в нём эту веру?

Иерей Николай Жерздев, настоятель Казанского храма Калуги (Калужская епархия): Каждый христианин начал свой духовный путь, свою духовную жизнь с момента святого крещения. И очень важно осознать, что в этот самый момент мы стали соучастниками и сопричастниками природы Христа Воскресшего. Мысль о Воскресении Христовом дарит нам надежду, дарит нам радость. Она наполняет смыслом наши поступки, наши слова и тот путь, который мы проходим. Идея Воскресения Христова – это идея нашей жизни со Христом и во Христе. И мы стали причастниками этой жизни в момент святого крещения и стараемся не отступать от этого пути в течение тех лет, которые дал нам Господь.

Я думаю, что мы, изучая духовную сторону нашей жизни, должны оставить место и для того, чтобы Господь сделал шаг в нашу сторону.

А что делать, чтобы не было теоретического представления об этом, чтобы это реально в жизни происходило, чтобы сердце горело?

Господь говорит своим учениками: «Не вы Меня призвали, а Я вас призвал». Я думаю, человек способен пережить определённый мистический опыт и этого опыта будет достаточно, чтобы иметь полную, может быть, наивную, но абсолютно искреннюю и живую веру. Но при этом можно быть доктором или кандидатом всех возможных наук, блестяще знать и догматику, и философию, и историю, но воспринимать это как формулу, а не как то, что имеет к тебе отношение лично. Я думаю, что мы, изучая духовную сторону нашей жизни, должны оставить место и для того, чтобы Господь сделал шаг в нашу сторону.

Священник Николай Жерздев

Мы стоим с Вами около выставки про духовные союзы1, которые призывал создавать патриарх Тихон, и меня всё время поражает эта история, когда после известия, что в Петрограде большевики собираются захватить Лавру, полмиллиона человек вышло на улицы крестным ходом. Они говорили: «Пусть мы идём на смерть (все знали, что только что убили о. Петра Скипетрова), но мы защитим Лавру». Меня этот огонь поражает, отче. Тогда такая духовная сила была у людей, которую мы утратили сейчас, после всех революционных событий и многолетнего безбожничества.

Я думаю, что любой священник, который общается со своими прихожанами, с Вами поспорит. Духовная сила не утрачена. Мы видим очень много прекрасных, чистых и светлых людей, которые живут лучше, чем мы. И мы на них равняемся.

Протоиерей Стефан Стасюк (Салехардская епархия): Я бы сказал: вспомни, что ты христианин. Это первое. Второе: у нас в каждой неделе есть воскресный день. Это малое воскресение, чтобы человеку помнить о Воскресении не только в праздник Пасхи, когда люди традиционно освящают куличи. Бывает, люди позиционируют себя как православные, «потому что я на Пасху куличи освятил и даже два съел, а на Крещение в прорубь окунулся», но это что-то даже полуязыческое.

Если мы верим во Христа, если мы христиане, значит, у нас должна быть живая связь со Христом. Мы, конечно, Его не видим, но, по слову Божьему, Он незримо присутствует между нами.

Как нам в себе согревать веру? Вера – это путь, вера – от слова «вервь», это то, что связывает. И если мы верим во Христа, если мы христиане, значит, у нас должна быть живая связь со Христом. Мы, конечно, Его не видим, но, по слову Божьему, Он незримо присутствует между нами. И даже если человек трудится, работает, весь в заботах, он помнит заповеди: шесть дней работай, седьмой день – Господу Богу твоему. Поэтому если человек в воскресный день в храме, если он приступает к святой Чаше, принимает Тело и Кровь Господа, то жизнь во Христе, жизнь в церкви помогает человеку свою веру утверждать.

Выставка, приуроченная к столетию кончины святителя Тихона, начала свой путь в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя

Батюшка, Вам хорошо, когда Вы служите литургию, Вы понимаете богослужение. А вот приходит мирянин…

Мирянин – это человек, который не является носителем священного сана, но он является христианином.

Он приходит, этот христианин, и ничего не понимает. Он же не слышит священнических молитв.

Почему не слышит?

Вы их произносите вслух? Патриарх произносит.

Я думаю, у нас сейчас, слава Богу, почти повсеместно в Русской православной церкви произносят вслух молитвы, как и патриарх, многие епископы и священники.

В любом случае человеку сложно: пришёл, помолился, ушёл домой, где занимается своими делами. Где ему гореть этой верой?

Если он сам христианин, то дома у него есть единомышленники-христиане: супруг или супруга, дети, родители. То, что есть у человека голод по слову Божьему, это да. Но у нас есть возможность сейчас читать Евангелие. Ещё в XX веке Евангелие было дефицитом, но сейчас стыдно человеку образованному, который умеет читать, не читать Евангелие. У нас очень много информационного шума, люди читают всё, что угодно, и из-за этой человеческой суеты что-то в нас как бы «охладевается». И для того, чтобы себя возгревать, необходимо брать в руки Писание, ведь когда мы читаем Писание, Господь говорит именно нам. Необходимо и наше личное молитвенное общение, когда мы обращаемся к Богу.

Если мы будем друг с другом общаться, мы будем взаимно обогащать друг друга общей верой, тем более что мы вместе приступаем к Чаше. Даже и на приходе люди могут друг друга знать и вне храма общаться. Это всё может быть, это существует.

Если человек осознанно относится к своей вере, то он будет всегда в поиске, будет вопрошать Бога. Господь никогда никого не оставляет, и Он найдёт того человека, не обязательно это будет священник, это может быть другой христианин, который также живёт верой. Если мы будет друг с другом общаться, мы будем взаимно обогащать друг друга общей верой, тем более что мы вместе приступаем к Чаше. Даже и на приходе люди могут друг друга знать и вне храма общаться. Это всё может быть, это существует.

Протоиерей Стефан Стасюк отвечает на вопросы «Кифы»

В городе Ноябрьске, где Вы служите, были верующие до 1990-х годов?

Наш город основан в 1984 году. Это новый город, ему только 50 лет. Многие люди, которые там живут, это люди приезжие. Веру, которую они получили от своих родителей, родных и близких, они привезли в город. Со временем образовался приход и храм. У нас есть центральный храм – Архангела Михаила. Строится храм Покрова Пресвятой Богородицы. А ещё на территории Центра духовно-нравственного воспитания есть храм прп. Сергия Радонежского. Там я и совершаю своё служение.

Иерей Зотик Джанаев (Соликамская епархия): Чтобы горячую веру во Христа сохранить, что нужно делать? Я думаю, что вера у нас от богослужения.

У Вас многие прихожане с горячей верой участвуют в богослужении?

Да. И тем горячее, чем ближе к таинствам. А самое главное таинство – причастие. Это Сам Христос живой, Его Тело и Кровь. Если у человека есть такая вера, если он держится за Самого Христа, то вера подкрепляется.

Иерей Артема Мужиченков (Нижегородская митрополия): В первую очередь нужно ходить в церковь и соблюдать те обеты, которые мы дали при крещении. К этому надо стремиться, нужно работать над собой. Вы сказали, что какие-то мирские дела, успехи «засасывают» людей. Но тот, кто добился даже каких-то мирских успехов, знает, что над ними нужно работать. Поэтому чтобы получить успехи в духовном плане, тоже надо трудиться, какие-то усилия над собой предпринимать, от чего-то отказываться.

Я говорю больше даже о каком-то остывании. Человек не доходит до глубины веры, находится немножко на поверхности. Что с этим делать?

Да мы все на поверхности находимся. Если бы мы дошли до глубины веры, мы бы все святыми были. Мы все пытаемся идти к этой глубине – с ошибками, с падениями. Но ведь святитель Тихон Задонский сказал: «Не плачься над собой, встань и иди». Любое охлаждение – это, скорее всего, результат наших грехов, поэтому нужно работать над собой.

Есть ли у вас в Нижегородской митрополии общины, братства, активная жизнь мирян? Сейчас это одна из горячих тем. Синод рекомендовал Межсоборному присутствию разрабатывать тему служения мирян в церкви.

У нас приходское служение большое.

Я слышала, что в Нижнем Новгороде было братство. Я видела его издания.

Да, было, но оно по нескольким причинам распалось. Однако при приходах действуют общины, мы над этим трудимся.

С участниками Рождественских чтений беседовали Анастасия Наконечная, Савелий Осадчий, Мария Акимова, Мария Акинина
Фото Юлии Игнаткиной

————

1 Беседа происходила в дни Рождественских чтений в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, где созданная членами Преображенского братства выставка «Время святителя Тихона: “Устрояйте духовные союзы”» была экспонирована впервые.

Кифа № 4 (320), апрель 2025 года