Об этом размышляют священнослужители разных епархий
Ближайшие Рождественские чтения посвящены отношениям церкви и культуры. Это очень неоднозначная проблема. Кто-то считает, что современная культура и церковь находятся в противостоянии. А протопресвитер Василий Зеньковский говорил в начале XX века, что наша задача – воцерковлять весь мир, в том числе и культуру в широком смысле слова, чтобы Христос мог действовать везде, чтобы для Него не было ни одного «закрытого места».
Корреспондент «Кифы» Анастасия Наконечная обратилась к священнослужителям с вопросом: Возможно ли сегодня воцерковлять актуальную культуру? Что мы можем сегодня для этого сделать, если это возможно?
Иерей Антоний Олендер, храм Милующей иконы Божией Матери (Санкт-Петербург): Я бы всё-таки немного заострил внимание на вопросе о том, что мы можем отнести именно к культуре. Какие элементы нашей жизни, которые, может быть, соприкасаются с культурой, в то же время культурными не являются и относятся, может быть, даже к антикультуре? Какие из них нельзя отнести к благим плодам человеческой жизни?
Современное искусство считается культурой, хотя благим плодом его не всегда назовёшь. У меня подруга – представитель такого искусства, и когда я спрашиваю, как это совместимо с её христианской верой, она отвечает: «Ты меня не понимаешь, это моё призвание».
Это очень интересная проблема. Вот пример: артисты могут принимать активное участие в церковной жизни и в то же время сниматься в отнюдь не христианских сценах, причём они всецело проникаются этой жизнью… С одной стороны, они воцерковлённые люди и понимают, что они делают, с другой стороны, они не могут отказаться от этого труда. Это очень серьёзная ситуация, люди ходят буквально по лезвию бритвы.
* * *
Иерей Александр Башкин, храм Милующей иконы Божией Матери: Реально ли воцерковить культуру? Всё реально, нет ничего невозможного, особенно для Бога. Для Него всё возможно. Но только не что-то «елейное», а подлинное.
Меня радует, что появляются мультфильмы для детей, связанные с преподобным Сергием Радонежским, с преподобным Серафимом Саровским. На самом деле это очень важно, когда с детства дети впитывают знание о святых нашей церкви и знание о вере. Хорошо, что они ещё и видят, что не только в церкви, но и в светском обществе они могут прикоснуться к вере и святости через культуру. Я считаю, что это очень важно.
Что же касается взрослых людей, тут, конечно, существует некий пробел, потому что появляются художественные фильмы, достоверность которых вызывает вопросы. Есть и проблемные фильмы, которые я сам собираюсь посмотреть.
Сейчас вышел на большие экраны фильм «Страсти по Матфею» – про молодого семинариста, в котором видят священника, будущего настоятеля храма. До рукоположения ему нужно на ком-то жениться1, и он ищет себе невесту. Проблема, несомненно, актуальная для семинаристов. Я знаю, что некоторые отцы – те, кто занимается «молодёжкой», – смотрели фильм и хвалили его.
Размышления об искусстве кино возвращают нас к вопросу о труде актёра. У человека есть выбор – принимать ту или иную роль или нет. На него смотрят многие люди, и от того, введёт он их в соблазн или нет, зависит жизнь этих людей – духовная жизнь. Поэтому очень важно, когда люди чувствуют ответственность за то, что они делают и что влияет на жизнь других людей.
* * *
Протоиерей Алексий Фомин, настоятель храма священномученика Вениамина (Янино): Если культура уходит от Бога и уходит от Церкви, она приобретает ужасные формы, которые унижают человеческое достоинство. И наоборот: культура возвышается тогда, когда она стремится к божественному. Поэтому все деятели культуры в Средние века были на службе Церкви. Самые известные произведения – фрески, иконы – были написаны, как правило, на церковные темы. Это касается всех областей культуры. Та же архитектура, скажем, чем ближе к Церкви, чем ближе к Богу, тем более возвышенна. Тут всё зависит от вектора: либо культура становится ближе к Богу и служит на пользу Церкви и тогда развивается, либо она уходит от Церкви, от Бога – и тогда деградирует.
Мы знаем, что сейчас идёт секуляризация, и люди отворачиваются от церкви – дай Бог, чтоб от Бога не отворачивались. Где-нибудь в Telegram можно увидеть массу претензий в адрес церкви. Что можно сделать сегодня, чтобы представители культуры тянулись туда, куда надо?
Секуляризация была всегда. Всегда были люди, которые в большей или меньшей степени отходили от церкви. Но церковь всегда присутствовала в обществе. Самое главное для нас – это молиться, быть открытыми миру. Господь говорит: «Грядущего ко Мне не изжену вон». К такой открытости должен стремиться и любой человек.
Церковь свидетельствует не только словами, не только призывом. Приходя в музей, человек видит иконы, видит картины на библейские сюжеты. Проходя по улице, он соприкасается с церковной архитектурой. И это всё тоже призыв, это тоже миссионерское служение Церкви. А человек по своей свободной воле уже выбирает, каким путём идти. Тертуллиан говорил: «каждая душа человека по природе христианка», поэтому по природе человек стремится к божественному, он стремится к Церкви. От каждого человека в отдельности зависит, придёт он к Церкви или нет, а мы всегда каждому рады.
* * *
Иерей Александр Астраханцев, посёлок Ачит (Урал): По моему личному мнению, вера и культура неразрывно связаны именно с человеком. Когда кого-то называют, скажем, культурным или бескультурным, это связывают не только с какими-то знаниями и умениями, но и с внутренним состоянием человека, с тем, о чём он думает, как он думает, о чём он говорит, какие мысли его посещают. Благодаря всему этому можно говорить не просто о начитанности человека, а о его духовном мире. В этом контексте и можно, наверное, разговаривать об этих вещах. Религиозная жизнь человека выражается по сути во всём, но для него она является очень частным миром в его отношениях с Богом, которые приносят свой плод в его общении с семьёй, с другими людьми, с которыми он встречается на работе, а если это, например, священник или епископ, с прихожанами. От этого может исходить и его отношение к культуре. Поэтому есть точки соприкосновения. Но опять же культура может пониматься по-разному. Для кого-то это читать Достоевского и Бунина, Пушкина и Блока, ходить на балет и художественные выставки. Для кого-то это поплясать и как-то «оторваться». А для кого-то это сфера эпатажа и привлечения к себе внимания любой ценой.
Я думаю, что подлинная культура и религиозность – это разные вещи, которые во многом сходятся. Всех воцерковить всё равно не получится, всех сделать культурными людьми – тоже никогда не получится, но мы можем заражать кого-то своим примером, своими мыслями о высокой культуре и делиться своей верой. Свой пример всегда самый лучший.
————
1 На всякий случай напоминаем, что в православной церкви вступление в брак для священника после рукоположения уже невозможно. Если он не женится до рукоположения, он остается безбрачным. – Ред.