Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

В Санкт-Петербурге прошёл круглый стол «Актуальные вопросы церковного благовестия»

Круглый стол «Актуальные вопросы церковного благовестия»

4 июля 2025 года миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии провёл круглый стол на тему актуальных вызовов и направлений церковной миссии. Мероприятие состоялось в библиотеке межцерковного партнёрства «Апостольский город – Невская перспектива» и проходило в гибридном формате с возможностью онлайн-подключения для участников из других регионов.

В работе круглого стола приняли участие миссионеры, богословы, учёные, а также выпускники епархиальных курсов и все, кто интересуется современными миссионерскими вызовами.

Священник Николай Святченко, председатель миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии, открыл заседание докладом о современных направлениях церковной миссии. В ходе заседания были представлены также следующие доклады: «Предопределение и синергия. Августин против Иоанна Кассиана Римлянина» (священник Александр Пермяков, клирик храма Рождества Христова в Старополье); «Автобиографический дневник святителя Николая Японского как пособие для миссионеров» (Наталья Валерьевна Карташёва, кандидат культурологии, доцент МГУ); «Внутренняя и внешняя миссия: от синодального периода до наших дней» (Ольга Александровна Орлова, Свято-Филаретовский институт); «Концепция “новой евангелизации” в Католической церкви и её параллели с православным миссионерским подходом» (Марина Александровна Верховская, Свято-Филаретовский институт).

Доклады сопровождались активным обсуждением и вопросами со стороны слушателей. Некоторые темы вызвали живую дискуссию, что подтвердило их практическую значимость для миссионерского служения.

После завершения официальной части участники продолжили общение за чаепитием, в неформальной обстановке обменялись опытом и контактами, обсудили пути возможного сотрудничества.

Источник новости – телеграм-канал «Миссионерское обозрение»

Из доклада Марины Александровны Верховской, выпускницы Свято-Филаретовского института

Марина Александровна Верховская

В Католической церкви в течение столетий стремились избежать слова евангелизация, поскольку оно ассоциировалось с протестантизмом. Но и само слово евангелие употреблялось не часто: в документах I Ватиканского Собора слово евангелие встречается лишь один раз, а слово евангелизация – ни разу; в документах же II Ватиканского собора слово евангелие встречается 157 раз, а слово евангелизация – 31 раз.

Этот простой подсчёт слов знаменует экклезиологический сдвиг, который произошёл в Католической церкви в середине ХХ века: если раньше Католическая церковь воспринималась прежде всего как церковь организации, догматов и таинств, то в результате работы Собора и процессов, связанных с ним, Церковь определяется как Царство Христово, Тело Христово, Народ Божий, сообщество веры, надежды и любви (Lumen Gentium, Документы II Ватиканского собора).

В апостольском послании папы Павла VI Evangelii nuntiandi (Евангелизация современного мира) 1975 года евангелизация определяется как «основная миссия Церкви… благодать и подлинное призвание, её глубинная природа. Она существует затем, чтобы благовествовать, другими словами, для того чтобы проповедовать и научать…». Уже из этого документа следует, что евангелизация – явление многогранное и многоплановое, включающее в себя и «провозглашение Христа тем, кто Его не знал, и проповедь, и катехизацию, и подготовку к крещению и другим таинствам».

Папа Иоанн Павел II в 1979 году в Новой Гуте (Польша) впервые озвучил мысль о новой евангелизации, которая должна исходить из учения II Ватиканского Собора и призвана стать общим делом всех членов церкви от епископов до мирян так, чтобы «Евангелие Христово могло в полноте войти в жизнь» каждого её исполнителя.

И если поначалу «новая евангелизация» означала реевангелизацию в отношении значительного количества крещёных, но утративших «живое чувство веры» или не считающих себя больше членами Церкви, чья жизнь далека от Христа и Евангелия, то в последующие десятилетия это понятие было значительно расширено. В 2013 году в документе Evangelii gaudium говорится, что новая евангелизация обращена ко всем и реализуется в трёх направлениях:

– повседневное пастырское служение – забота о верных членах церкви;

– забота о «крещеных людях, но не живущих обетами Крещения» с тем, чтобы они «пережили обращение»;

– возвещение Евангелия тем, «кто не знает Иисуса Христа, либо всегда отвергал Его».

Новая евангелизация – это путь обновления церкви, веры и жизни всех её членов.

Новая евангелизация включает в себя свидетельство жизни, первое провозглашение Благой Вести, научение и проповедь, подготовку к крещению, введение в таинства, жизнь в общине и возрастание в вере, становление подлинным учеником Христовым и благовестником. Таким образом, она представляет собой путь человека в церковь и в церкви. Можно выделить 3 основных аспекта (если мы говорим о новой евангелизации в отношении церкви) или этапа (если говорим о новой евангелизации в отношении человека): свидетельство словом и жизнью, катехизация, жизнь в общине и выход на служение.

Кифа № 7–8 (323–324), июль–август 2025 года