Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Новейшая история журналистики: Московский церковный вестник

Московский церковный вестник

«Московский церковный вестник» – первая общецерковная газета, начавшая выходить на волне перестройки. К Пасхе 1989 года увидел свет первый номер и затем с периодичностью сначала раз в три, а потом раз в две недели свежие выпуски издания стали появляться в храмах не только столицы, но и некоторых других регионов.

В сети информация о МЦВ скудна. Знакомясь с ней, мы можем понять, что сначала возникла цветная малотиражка (1000 экз.), рассчитанная на зарубежного читателя. Её выход был приурочен к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Печаталась она с 1987 года на пяти языках – арабском, английском, немецком, французском и русском с непредсказуемой периодичностью. И только после кардинального изменения политики государства в отношении религии возникло издание, знаменовавшее собой возвращение к традициям церковной журналистики начала XX века. Оно просуществовало с 1989 по 1993 гг.

В 1995 году газета под редакцией Евгения Стрельчика была возобновлена, одно время она выходила по его инициативе как приложение к «Вечерней Москве». В 2003-м она поменяла название на «Церковный вестник» и после разного рода пертурбаций превратилась в интернет-издание, не имеющее, впрочем, широкой аудитории.

Мне бы хотелось немного рассказать о самом первом этапе МЦВ, где я работал больше года (1989–1990): белые пятна, если есть такая возможность, надо убирать.

Передо мной лежит подшивка первых номеров. Страницы сильно пожелтели – бумага некачественная. Указано, что издание еженедельное – благие намерения. Только весной 1990-го удалось войти в режим два раза в месяц. Чаще не получалось. Цена 30 копеек. Достаточно много, если вспомнить, что светские аналоги стоили 10 копеек или около того. Восемь полос формата А3. С января 1991 года их число удвоилось – шестнадцать. Удвоилась и цена – 60 копеек.

Тираж в выходных данных не указан. Насколько я помню, 10 тысяч. Мелочь по сравнению с миллионными тиражами центральных газет. Но и с его распространением существовали трудности. На полки киосков «Союзпечати» изданию на первых порах никак не удавалось попасть, подписки не было. Газету развозили по храмам, которых в Москве в то время было около пятидесяти. В редакцию заходили курьеры из разных епархий. Так свежие выпуски появлялись в мегаполисах и крупных городах.

Сама редакция размещалась на Погодинской улице в здании по соседству с Издательским отделом. Здесь же находился и склад. Штат небольшой, хотя по нашим временам, не такой маленький: главный редактор, два помощника, ответственный секретарь и девочка-секретарь, три штатных журналиста и технический управляющий, на котором висели типография и распространение.

Главный редактор Борис Козлов – выходец из спецслужб, профессиональный журналист, долго проработавший в странах дальнего зарубежья. Он не совсем утратил связи с органами, хорошо представлял себе текущую повестку и красные линии, которые нельзя переступать. Козлов не был засланным казачком, дружил с председателем Издательского отдела митрополитом Питиримом (Нечаевым) и, оставаясь неверующим, видел в Церкви опору государственности.

И всё же Козлов оставался советским человеком, и многие штампы крепко сидели в нём. Помнится, он решил дать полосную статью против сионизма. Я попытался его отговорить, мол, времена изменились. «Борис Григорьевич, – убеждаю, – это скользкая тема». «Ты попал в скользкое место», – парирует он.

Во внутрицерковных вопросах главный редактор плавал. Ему в качестве советников митрополит Питирим прикомандировал двух своих сотрудников – Валентина Лебедева и Александра Макарова, впоследствии ставшего клириком. Прикомандированные стояли на консервативных позициях, поэтому в освещении внутрицерковных проблем и в постановке вопроса богослужебных реформ «Вестник» не преуспел. Акцент ставился на том, как было до октябрьской катастрофы: стилизация сопутствовала первым опытам новой церковной журналистики.

Митрополит Питирим, Б.Г. Козлов, протоиерей Александр Макаров, В.В. Лебедев, Е.М. Стрельчик
Слева направо: Митрополит Питирим (Нечаев, 1926–2003), с 1963 по 1994 г. глава Издательского отдела Московской Патриархии, Б.Г. Козлов, протоиерей Александр Макаров (1954–2022), В.В. Лебедев, Е.М. Стрельчик

Помню, как после обеда два заместителя главного редактора прогуливаются вокруг Новодевичьего монастыря, который находится в двух минутах ходьбы от «Погодинки», и беседуют о творчестве Шмелёва и Зайцева или о том, как постились во время оно. Конечно, говорилось и о многом другом, но не для посторонних ушей.

В те достославные времена на работу принято было ходить каждый день, и никакие вздохи по поводу того, что надо «отписаться», в расчёт не брались. Ходили. Хотя и приезжали в офис не рано, а чаще всего к обеду. В Издательском отделе работала бесплатная столовая, готовили отменно, и грех было опаздывать.

Уже после обеда и прогулки начиналась работа: встречи с авторами, телефонные звонки, организация круглых столов, расшифровка записей, вычитка отпечатанных на машинке материалов, вёрстки. На кухне – чай. Душевные разговоры с секретаршей.

Газета отчасти ориентировалась, что вполне понятно, на «Журнал Московской Патриархии». Журнал состоял из церковного официоза – сообщений о заседании Синода, о встречах с иностранными религиозными деятелями, об архиерейских хиротониях и кадровых перестановках. Его дополняла информация о почивших. Плюс какие-то проповеди. Плюс дореволюционные перепечатки. Плюс, совсем немного, свежие материалы – репортажи из епархий, рассказы о культурных и миротворческих акциях.

Помимо старой начинки в «Вестнике» появилось что-то новое, обращённое к меняющемуся миру. Условно говоря, это новое можно было разложить по трём полкам.

На одной лежало то, что было связано с политикой. Церковь стремилась освободиться от пут атеизма. И, прежде всего, в области законодательства. У приходов и монастырей не было юридического лица, а без него невозможно было вести нормальную хозяйственную жизнь: слишком многое зависело от прихотей уполномоченных Совета по делам религии. Освобождаясь от последних, Московский патриархат добивался изменений в сфере законодательства. В «Вестнике» стали появляться статьи, где говорилось о правовом положении Церкви, о том, что она может сделать в социальной сфере, если искусственные ограничения будут сняты.

На второй полке находились материалы о социуме. Могут ли быть христианские партии и, если могут, то какие? Имеют ли право родители воспитывать детей в религиозном духе и что они для этого должны сделать? В праве ли верующие терпеть названия городов и улиц, носящих имена безбожников-революционеров? Кому принадлежат церковные строения, часто превращённые государством в руины. Эти и подобные темы появились в печати.

Беру в руки №7 за 1989 год. Первая полоса. «Город, как твоё имя?». Вопрос звучит на фоне фотографии Троице-Сергиевой лавры. Сергиеву Посаду тогда ещё не вернули историческое название.

А вот №12. Материал круглого стола об организации воскресных школ при храмах. В разговоре принимают участие педагоги, учёные, клирики. Рядом статья «Вне храма икона умирает». Содержание ясно из названия.

Очень много публикаций, связанных с возвращением храмов. Практически в каждом номере. Газета и пишет о проблемах, и оказывает информационную поддержку. «Спасти и сохранить», – вот словосочетание, которое сопутствует законным требованиям церковного народа. Но восстановить разрушенное непросто. И в «Вестнике» появляются просьбы о помощи с указанием счёта для пожертвований. Рассказывается о добровольцах, едущих в места, где нужны их руки: газета становится центром многих церковных инициатив.

Там, где Церковь, там и культура. Это третья полка, на которой тоже много чего лежит. Церковные песнопения, живопись, духовная поэзия и проза, театр, кино – что только не попадает в поле зрения авторов.

Часто культура помогает войти людям в Церковь, принять крещение. Она неотделима от оглашения. На страницах газеты мы встречаем имена С.С. Аверинцева, Ю.М. Кублановского, А.М. Копировского и других деятелей культуры. Известные священники, настроенные на диалог с миром, печатают свои статьи, дают интервью, говорят проповеди. Миссионерский запал издания очевиден. Но очевидны и трудности.

Газета не может свободно говорить обо всех церковных проблемах, касаться всех сторон церковной жизни, связанных, среди прочих, с сотрудничеством духовенства с безбожной властью, с «сергианством». Внешняя цензура заменена цензурой корпоративной. О покаянии «своих» речи нет.

Даже самые, казалось бы, бесспорные темы имеют свои оборотные стороны, о которых непросто сказать. «Верните иконы в Церковь», – говорят прихожане. А как быть с древностями, которые от неправильного хранения погибнут? «Дайте нам возможность воспитывать детей в православии», – требует церковный народ. Но значит ли это, что все дети должны изучать основы православной культуры? «Не надо учиться у чародеев», – заявляют борцы с суевериями. Однако скоро эти поборники чистоты начнут шельмовать сектантов и спровоцируют государство на жёсткое отношение к иеговистам и другим инаковерующим.

Возникают новые проблемы. Журналисты видят – и не очень понимают, куда это ведёт. Замечают, но не всегда делают должные выводы. А советское прошлое близко. Оно напоминает о том, что в религиозных катакомбах верующие были гораздо терпимее друг к другу. Тема чародеев не могла заменить вопроса: как жить не по лжи? Тогда второстепенное не становилось на главное место. Зачем размениваться на мелочи? Крест Христов – орудие нашей победы.

Церковная журналистика пишет о многом, но вопрос, как при этом не забывать о главном, не впадая в ложный пафос и проповедь, остаётся. Ведь любой ответ на него не снимает самого вопроса, поскольку тема слишком сложна и многогранна, чтобы закрыть её одним росчерком пера.

Борис Колымагин

Кифа № 4 (296), апрель 2023 года