gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Внутрицерковная полемика arrow О великой традиции испрашивания благословения (КИФА №46)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
09.05.2006 г.

О ВЕЛИКОЙ ТРАДИЦИИ ИСПРАШИВАНИЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ 


Открытое письмо В.И. Лавренову

   Уважаемый Владимир Ильич!

   В течение длительного времени в Твери наблюдается проведение ряда мероприятий, в которых Вы принимаете прямое участие или даже непосредственно ими руководите.

   Во-первых, с Вашим именем связывается деятельность так называемого «Православного Боголюбского братства города Твери». Если Вы считаете себя православным человеком, являющимся членом Русской Православной Церкви, то Вы, естественно, должны принимать все положения канонического права, лежащего в основе церковной жизни. Как известно, действующий ныне Устав Русской Православной Церкви, принятый Освященным Юбилейным Архиерейским собором РПЦ в 2000 г., четко и определенно устанавливает в приводимых ниже пунктах XI.11-15, что:

- «Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея» (XI.11);

- «Братства и сестричества приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея» (XI.12);

- «Братства и сестричества в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности через настоятелей приходов подчинены и подотчетны епархиальным архиереям. Братства и сестричества исполняют решения епархиальной власти и настоятелей приходов» (XI.15).

-    В случае же, если эти канонические ограничения кажутся руководству некоего братства слишком стесняющими свободу и независимость деятельности, то сам собой напрашивается вывод о том, что лидеры данного братства не видят себя в рамках иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви. Однако, в этом случае надо иметь в виду, что выход братства из таковых лишает его «права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви» (п.XI.17).

   Остановимся в этой связи на двух моментах деятельности упомянутого «Боголюбского братства». В прошлом году оно напомнило о себе выходом сборника по истории братства, составленного В.И.Лавреновым, В.А.Ларионовым и В.Н.Рыжиковым. Познакомиться с ним епархиальным кругам до сих пор не удалось. Это само по себе странно для любого православного издания. Остается предположить, что на его издание не было получено благословения священноначалия. Стоит ли говорить, что для книги, задуманной как история одного из православных братств, это, по меньшей мере, удивительно и свидетельствует о недостаточной воцерковленности ее составителей. Согласитесь, что в Вашем случае, Владимир Ильич, речь едва ли может идти о простой неосведомленности.

   Вторым моментом, послужившим непосредственным поводом для обращения к Вам с этим увещеванием, стало проведение Вами 12 марта с. г. публичного городского мероприятия. Речь идет о презентации книги протоиерея Александра Шмемана «Дневники 1973-1983» (М.: Русский путь, 2005). Организаторами презентации выступили Тверская областная библиотека имени А. М. горького, Управление по воспитательной работе со студентами Тверского государственного университета, Культурно-просветительный центр «Сретение», «Православное Боголюбское братство города Твери». Вы, имеющий прямое отношение, как минимум, к двум из соорганизаторов, были и ведущим данного мероприятия.

   Ссылка на светский характер этой презентации, якобы делающий необязательным получение благословения на ее проведение, прозвучавшая перед началом презентации в ходе нашей с Вами беседы, на мой взгляд, несостоятельна. Ограничимся одним примером, красноречиво показывающим разницу между соответствием и несоответствием духу православной практики. Когда в Тверь весной 2003 г. приезжал московский писатель и историк Виталий Гузанов, чтобы в рамках Михайловских воскресных чтений провести презентацию первой части своей трилогии о святителе Николае Японском, несмотря на то, что сами Михайловские чтения, проводимые Миссионерским отделом Тверской епархии и Администрацией города Твери, изначально идут по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, автор презентируемой книги как подлинно православный человек совершил свой приезд в Тверь и выступление на презентации, лишь испросив предварительно благословение правящего архиерея.

   Необходимость испрашивания благословения перед всяким значащим делом – естественная потребность всякого православного человека, основанная на давней исторической традиции церковной жизни, незыблемо зафиксированной в Книге Правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных и святых отец, являющейся фундаментом канонического права Русской Православной Церкви. Напомним, что 8-е правило IV Вселенского собора подразумевает пребывание православного люда «по преданию святых отец, под властию епископов каждого града, и да не исторгаются, по дерзости, из-под управления епископа. А дерзающие нарушати сие постановление, каким бы то ни было образом, и не подчиняющиеся своему епископу, аще будут … миряне будут отлучены от общения церковного».

   Надеемся, что у Вас как просвещенного в церковной проблематике человека не возникнет сомнений относительно того, сохраняет ли доныне свою силу это давнее соборное правило, иначе стоило бы привести по этому поводу 2-е правило VI Вселенского собора, в частности, гласящее: «Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменяти, или отменяти, или, кроме предложенных правил, приимати другие, с подложными надписаниями составленные некими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною».

   Помимо Священного Предания о важности благословения свидетельствует уже Священное Писание Ветхого Завета: «И сказал господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сыном Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» (Числа, 6, 22-27). Впоследствии о непреходящем значении благословения говорит и то место в Священном Писании Нового Завета, где рассказывается о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, который в этот завершающий миг Своего земного служения благословил апостолов: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда, благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо» (Лука, 24, 50-51). Получившие благословение от Господа апостолы затем благословляли на служение апостольских мужей, а те – епископов древней Церкви. Вот на какую великую традицию замахиваются те, кто без должного пиетета относится к испрашиванию благословения от правящего архиерея.

Image   Полагаю, что Вам есть над чем задуматься. Перед Вами сейчас два пути. Один требует сил критически взглянуть на свою деятельность последних лет в плане ее соответствия духу пребывания в церковной полноте и внести в Вашу деятельность необходимые коррективы. Второй путь – упорствование в своем заблуждении и продолжающееся неповиновение Владыке. Итог этого тупикового пути – предусмотренное церковными канонами отлучение от церковного общения.

        18 марта 2006 г.  

Председатель Миссионерского отдела Тверской епархии
протоиерей Александр ШАБАНОВ

Илл.: В.Д. Поленов. Повинен смерти.

КИФА №8(46) апрель 2006 года

О миссии и контрмиссии в церкви (небольшая историческая и фактологическая справка). Подробнее >>

Ответ свящ. Павла Адельгейма председателю Миссионерсокого отдела Тверской епархии протоиерею Александру Шабанову на его открытое письмо. Подробнее >>

Открытый ответ Владимира Лавренова. Подробнее >>

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования