gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Духовное образование arrow Как студентам духовных школ преодолевать раздвоенность жизни. Интервью с пресс-секретарём Учебного комитета РПЦ Ильёй Игоревичем Никишовым
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
21.05.2020 г.

Как студентам духовных школ преодолевать раздвоенность жизни

Интервью с пресс-секретарём Учебного комитета Русской православной церкви Ильёй Игоревичем Никишовым

На Актовом дне Свято-Филаретовского института
На Актовом дне Свято-Филаретовского института. 2 декабря 2019 г.
 

В дореволюционной практике духовных семинарий были недостатки, приводившие к тому, что учащиеся часто теряли веру, а кто-то даже становился революционером.

Да, с одной стороны, такая проблема действительно была и тому есть исторические примеры. Но с другой стороны, нельзя говорить, что в дореволюционных школах всё было плохо, что многие теряли веру.

Как нам сейчас поступать так, чтобы не унаследовать эти отрицательные черты?

Главная отличительная черта дореволюционных духовных школ по сравнению с сегодняшними – наличие сословности. В учебные заведения зачастую шли не по собственной воле, не по зову сердца, а потому что так была устроена жизнь: родился в семье священника или пономаря – иди учиться в духовное училище.

А из этого вытекает вторая причина – наши предки исполняли обряды, все были крещены и изучали Закон Божий, но при этом чаще всего не жили по Евангелию. И в духовных семинариях это тоже, к сожалению, имело место. В воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова) рассказывается, что когда он был инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и хотел запретить семинаристам курить, он отказался это сделать, потому что семинаристы пообещали ему устроить бунт.

Нам важно помнить слова прп. Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Ведь если мы сами не начнем изменяться, то, к сожалению, ничто не изменится вокруг нас. А в духовной школе учатся такие же люди, как и все мы – грешные, у каждого есть свои недостатки.

Что можно сделать на уровне того или иного учебного заведения, понимая эту проблему? И что, может быть, уже делается?

Сейчас в духовных школах очень многое сделано в плане воспитательной работы. Появляются индивидуальные наставники, так называемые тьюторы, которые работают со студентами, каждый учащийся может всегда обратиться к духовнику.

Сейчас много говорят об общинности на приходах – а есть ли общинная жизнь или её элементы в семинариях и академиях? Ведь она тоже могла бы помочь в решении духовных и нравственных проблем студентов.

Студенты духовных школ живут по определённому распорядку. Совместная молитва – утреннее и вечернее правило, трапеза, проведение мероприятий. Все студенты участвуют в богослужениях, во всех семинариях есть свои домовые храмы. Кто-то поёт, кто-то пономарит, кто-то просто стоит в храме. Такой порядок жизни всегда был в духовных школах.

Беседовала Александра Колымагина

Фото: Александр Волков

Кифа № 4 (260), апрель 2020 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования