gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Живое предание arrow Жизнь с Богом. Благодаря тем, кто продолжал верно служить Богу и Церкви, ниточка живого предания дотянулась и до наших дней
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
События и комментарии
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
10.03.2017 г.

Жизнь с Богом

Image
Лидия Маляр
 

Так получилось, что на страницах нашего приложения встретились вместе те люди, которые хранили верность Церкви в глухие годы. Да, чаще всего это уже не значило физической гибели, как во все предвоенные десятилетия советской власти, но было связано с насмешками, преследованиями, житейским неблагополучием. Немало было в то время людей, которые уходили из церкви или в лучшем случае оставались с «верой в душе», с верой, которая никак не проявляла себя. Но благодаря тем, кто продолжал верно служить Богу и Церкви, будь то архиерей или мирянка, ниточка живого предания дотянулась и до наших дней.

О владыке Михаиле, которого близко и лично знали члены нашего братства, мы не раз рассказывали на страницах «Кифы». За материал же про регента Лидию Маляр мы сердечно благодарим информационную службу прихода храма Святого Архангела Михаила города Новополоцка (Беларусь).

Есть среди нас люди, которые могут сказать, что в храме пребывают с детства. Сегодня это в порядке вещей. Но когда человеку 80 лет, такая фраза вызывает уважение. Лидия Фёдоровна Маляр родилась 21 сентября 1936 года в городе Миргороде Харьковской области. Семья её родителей – Фёдора Ивановича и Марии Михайловны – не была зажиточной, но в 30-х годах XX века, в период коллективизации, подверглась репрессиям. Хозяйство и земля были отобраны. В период бедствий (1932–1933 гг.) от голода умер годовалый брат Иван. Родители были верующие. Своих детей – Василия, Нину и Лидию – воспитывали в вере в Бога, молитве, учили соблюдению церковных праздников и постов, посещению храма. Дед был священником. Мать, Мария Михайловна, имела хороший голос и пела в церковном хоре.

Детство Лидии прошло в годы войны на оккупированной немцами территории. Страшное время испытаний навсегда осталось в её памяти. В сентябре 1941 года, после проведения эвакуации промышленности в тыл, отца призвали в действующую армию. Несколько раз жизнь семьи находилась на волоске от смерти, пришлось рано испытать голод и холод. Дети с матерью жили в землянке, а в их доме немецкая администрация определила на постой своих солдат. В оккупации Лидия перенесла инфекционное заболевание. Начальник полиции Зябленко хотел расстрелять её, но доктор Ларененко сумел вылечить от болезни. Её отвезли в бывшую курортную поликлинику, ставшую инфекционной больницей, положили в холодную одиночную палату с разбитыми окнами, которые были завешаны разным тряпьём и заложены какими-то мешками. В больнице не кормили, она ела только то, что приносила мать. В таких условиях доктор поставил её на ноги. Несколько раз полицаи грозили расстрелом семье, так как отец воевал в Красной армии. Перед отступлением из города немцы обнаружили прятавшихся от обстрела жителей улицы, среди которых была и семья Маляр. Их заподозрили в партизанских действиях, хотели расстрелять, но ночная атака советских войск вынудила немцев поспешно бежать. В Сочельник Рождества 1944 года от голода и болезни умер старший брат Василий. 1946-1947 годы на Украине были неурожайными, свирепствовал голод, но от смерти Лидию спас сосед, Василий Максимович Скороход: он взял её к себе помощником в магазин разгружать товары, что позволило покупать хлеб. Каждую ночь она вместе с мальчиком Ваней, учившимся с ней в одной школе, помогала грузчику, а днём шла в школу. Храм Всех святых находился на кладбище напротив школы и недалеко от дома. Она часто в него заходила, идя домой из школы. Службы в храме были торжественные, с хорошим хоровым пением. Служивший в храме священник протоиерей Всеволод Навроцкий благословил Лидию нести послушание певчей. Регент хора Акулина Кондратьевна Бакало учила её нотной грамоте и пению, Мария Пименовна Коваленко и дочь настоятеля церкви Любовь Навроцкая учили славянскому языку и церковному чтению. Обнаружив хорошие певческие данные, регент хора посоветовал обратиться к настоятелю Успенского собора – отцу Николаю Янковскому, чтобы он разрешил петь в хоре собора под руководством регента хора Натальи Степановны Козленко. В связи с болезнью матери в 15 лет Лидии пришлось оставить учёбу в школе и пойти работать в Промышленную артель, совмещая работу с учёбой в школе рабочей молодёжи. Вскоре Успенский Собор и Всесвятский храм советская власть закрыла. Храм Всех святых и дом священника разрушили. В Успенском соборе снесли купола и колокольню – организовали курортный бювет.

Певчие закрытых церквей влились в хор церкви Иоанна Богослова, которым руководила Наталья Степановна Козленко, а после её смерти – регент Николай Алексеевич Ефимович (будущий тесть Лидии Фёдоровны). Во время учёбы в Полтаве она входила в состав архиерейского хора Полтавской епархии, которым руководил протоиерей Михаил Скрипник. После закрытия и разрушения Кресто-Воздвиженского собора пела в хоре Свято-Макарьевской церкви, ставшей кафедральной.

В 1957 году Лидию Фёдоровну отправили на стройку промышленного узла, шахт и города Шахты в Донецкой области. Затем направили на работу в Грузию, в город Очамчиры. В 1960-х годах она вернулась домой в Миргород, стала работать в районном узле связи. За трудовые достижения была награждена орденом Трудовой Славы третьей степени. Парткому районного узла связи стало известно, что она поёт в церковном хоре. На собрании всех работников предприятия ей предложили отречься от веры в Бога и всенародно признать, что Бога нет, осудить церковь и верующих. Лидия отказалась это сделать и сказала, что Бог есть, и она в него верит. Руководство и партком приняли решение ходатайствовать о лишении её государственной награды, что и было сделано. Награды лишили. Только в конце восьмидесятых за долголетний добросовестный труд вручили медаль «Ветеран труда». Несмотря ни на что, Лидия Фёдоровна постоянно ходила в храм, пела в хорах храмов Миргорода, Полтавы, в архиерейском хоре Владимирского кафедрального собора Киева у регента Михаила Семёновича Литвиненко.

В 1989 году Лидия Фёдоровна переехала в Полоцк. Вместе с регентом Татьяной Львовной Башко организовывала архиерейский хор кафедрального Богоявленского собора Полоцкой епархии и работала в этом храме уставщиком. С 1994 года и поныне трудится псаломщиком и уставщиком в храме Рождества святого Иоанна Предтечи прихода храма Святого Архангела Михаила в Новополоцке, а также несёт послушание в храме Рождества Пресвятой Богородицы деревни Богатырская Полоцкого района. Сын Лидии Фёдоровны – диакон Владислав Маляр – служит в кафедральном Богоявленском соборе Полоцка.

Кифа № 1 (219), январь 2017 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования