gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Между прошлым и будущим arrow Накануне Поместного собора. Предсоборное присутствие
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
События и комментарии
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
Электронный ящик для сбора пожертвований в пользу тяжелобольных детей
Печать E-mail
04.05.2016 г.

Предсоборное присутствие

 Image

16 января 1906 года император учредил Предсоборное присутствие. Это был орган, который должен был в течение нескольких месяцев, максимум года, подготовить созыв Поместного собора и проекты его основных решений. Присутствие работало в Александро-Невской лавре с 3 марта по 15 декабря 1906 года с перерывом с 13 июня по 1 ноября.

Председателем Предсоборного присутствия был назначен первенствующий в Синоде митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский).

Состояло Присутствие из семи отделов, каждый из которых разрабатывал свой круг вопросов.

Первый отдел обсуждал вопросы, связанные с составом и проведением Поместного собора. Возглавлял работу отдела архиепископ Черниговский Димитрий.

Второй отдел рассматривал всю совокупность вопросов, связанных с епархиальным управлением, созданием митрополичьих округов, реформой епархиального управления, расширением прав епархиального архиерея ит. д. Возглавлял этот отдел архиепископ Литовский Никандр.

Третий отдел занимался вопросами церковного суда. Возглавлял третий отдел архиепископ Ярославский Иаков.

Четвертый отдел рассматривал вопросы приходской жизни: новый приходской устав, вопросы о распоряжении приходским имуществом идр. Возглавлял отдел архиепископ Могилёвский Стефан.

Пятый отдел рассматривал вопрос о духовном образовании. Руководил им епископ Псковский Арсений (Стадницкий).

Шестой отдел рассматривал вопросы вероучения. Возглавлял отдел епископ Волынский Антоний (Храповицкий).

И наконец, последний, седьмой отдел, должен был разработать меры по ограждению православной веры в условиях веротерпимости. Это был, может быть, самый практический отдел, который должен был предложить конкретные пути такого изменения законодательства, которое позволило бы Православной церкви не утерять своих внешних позиций и, самое главное, указать Церкви новые пути для осуществления своей проповеди, своей миссии в новых исторических условиях. Возглавлял отдел архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский).

Кроме архиереев в Предсоборном присутствии принимали участие ведущие профессора духовных академий и университетов, в том числе в священном сане. Вот наиболее известные имена: богословы профессора Глубоковский и Бриллиантов, историки академик Голубинский и Ключевский (профессор Московского Университета и профессор МДА). Из Казанской духовной академии – профессор Несмелов. Из Киевской академии – профессорЗавитневич. Правда, впоследствии этот человек проявил себя не с лучшей стороны: он стал одним из ведущих обновленцев. Предсоборное присутствие работало почти год – с 3 марта по 15 декабря 1906 года.

Результаты работы Предсоборного присутствия доступны. Был сделан сводный доклад, обобщивший все выводы Присутствия. Были изданы и протоколы его заседаний.

Многое из того, что было сформулировано на Предсоборном присутствии, было реализовано на Поместном соборе 1917 года, почему он и смог в таких тяжелейших условиях принять обилие очень серьезных, очень глубоких решений – они были уже предварительно предложены Собору Присутствием. Правда, необходимо иметь в виду то, что Присутствие – это не орган церковного законодательства как такового, он лишь предлагал материалы к работе Поместного собора.

Все члены Предсоборного присутствия единогласно высказались за необходимость восстановить Поместные соборы: было предложено созывать их раз в 10 лет, учитывая масштабы Русской православной церкви. При этом предполагалось, что в митрополичьих округах соборы будут проходить в соответствии с канонами раз или два в год. Собор должен быть органом, которому принадлежит высшая власть: законодательная, руководственная, судебная, ревизионная. Предполагалось, что в межсоборные периоды будет действовать Синод, избирающийся Собором, а не назначающийся государем, во главе с первоиерархом.

Сводный доклад Присутствия был представлен государю, он его изучал и 25 апреля 1907 года наложил на него резолюцию: «Собор пока не созывать». Это «пока» продлилось до 15(28) августа 1917 года.

Где можно почитать документы

Журналы и протоколы Предсоборного присутствия изданы в четырех томах в 1906-1907 годах. Четырехтомник переиздан в 2014 году.

Материал подготовила Александра Колымагина

Кифа № 3 (205), март 2016 года

Еще об этапах подготовки собора и других событий 1904-1917 гг.: 

Накануне поместного собора

Обращения митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), председателя Совета министров С.Ю. Витте и группы «32-х»

Отзывы епархиальных архиереев

Указ «Об укреплении начал веротерпимости»

Предсоборное совещание и Предсоборный совет

Предсоборное присутствие

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования