gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Проблемы катехизации arrow Свет жизни. Из проповеди священника Георгия Кочеткова на Утрене в день открытия конференции «Длительная катехизация сегодня»
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
События и комментарии
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
Электронный ящик для сбора пожертвований в пользу тяжелобольных детей
Печать E-mail
18.06.2015 г.

Свет жизни

Из проповеди священника Георгия Кочеткова на Утрене в день открытия конференции «Длительная катехизация сегодня»

Image
Преображение Господне. Мозаика в часовне загородного дома КПЦ «Преображение»
 

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Иоанна (Ин 8:12–20 – Ред.) необыкновенно подходит к нашему собранию не только потому, что светит солнце, но в первую очередь потому, что мы собираемся на конференцию не просто пообщаться, встретиться или с кем-то познакомиться, а думая о Свете духовном. А Господь здесь как раз и говорит, что Он – Свет миру, и кто идёт Ему вслед, не будет бродить во тьме, ибо обретёт божественный свет, который тождественен свету жизни. Для нас это немного разные понятия. А вот в Евангелии они так тесно соединяются. Божественный Свет даёт человеку жизнь. И тот, кто ходит во тьме, тот уходит от жизни.

...По совести говоря, мы ощущаем присутствие света, хотя не всегда можем повлиять на то, чтобы света было больше или меньше. И поэтому мы часто унываем, потому что, прежде всего, не очень довольны собой, ведь мы прекрасно понимаем, что евангельские слова «вы – свет миру» на нас распространяются с большим трудом. И тут вступает в действие замечательный закон: призывая других ко свету и будучи проводником для других людей к просвещению, совершая таинство просвещения, мы вдруг неожиданно чувствуем, что сами вдохновляемся, сами оказываемся уже не просто обычными верующими, являющимися таковыми лишь в противовес неким неверующим. Когда для исполнения призыва Божьего, воли Божьей мы служим другим людям этим светом жизни, мы, конечно, всегда видим, что нам самим в ответ даются такие дары, которые иначе получить бывает просто невозможно. Я знаю многих катехизаторов, которые, может быть, и катехизируют, несмотря на то, что у них не всё сразу получается как следует, потому что они видят то действие благодати, которое распространяется на самих катехизаторов.

Поэтому катехизатор унывать не может в принципе.

Я знаю многих замечательных людей в нашем Преображенском братстве, глубоко верующих, очень молитвенных, во всех смыслах замечательных: и способных, и талантливых, и образованных, и прочее, и прочее, но они не могут быть катехизаторами – только потому, что они склонны к унынию и его «близким родственникам» расслабленности и раздвоенности. И бывает иногда ужасно жалко: кажется, от самого человека зависит – от кого же ещё – преодолеть эти искушения, эти страсти и свой негативный настрой и в церкви, и в жизни, и в мире, но почему-то у некоторых людей это не получается.

Вы все, конечно, знаете, что у нас есть очень смешное требование к катехизаторам: не быть занудными. Занудный катехизатор снимается с катехизации. И не по педагогическим или психологическим соображениям, а по соображениям совершенно духовным. С этим занудством мы очень часто встречаемся и в нашем церковном учительстве – в манере богослужения, в проповеди, в стиле общения между людьми всех иерархических уровней. Это то, что приводит к унынию или исходит из уныния, и поэтому катехизация с таким трудом входит в приходскую жизнь.

Замечательные слова Христа, что Он Свет мира – это подлинное откровение. И может быть, это лучшее доказательство того, что Он – Бог, Сын Божий и Сын Человеческий. Мне кажется, не нужно никаких иных доказательств, если только ты соглашаешься с этими словами Христа, если твоё сердце радуется тому, что Христос – Свет мира и что у нас есть этот свет.

Мы очень сочувствуем древним неверующим иудеям (как, впрочем, и современным неверующим иудеям), потому что у них не было этого света, совсем не было. Мы очень часто не понимаем разницы между Ветхим и Новым Заветом по существу, а она в том, что, оказывается, можно знать о Боге, иметь за плечами отцов и пророков, очень уважать, почитать их, следовать их наследию – и при этом жить абсолютно без всякого света. Поэтому Христос и говорит: «кто не знает Меня, не знает и Отца». Мы поклоняемся Отцу постольку, поскольку узнаём во Христе явление этого Света жизни. Мы видим, что катехизация и есть организация такого внутреннего пространства – в том или ином человеке и между людьми в мире, в обществе – куда может войти этот Свет, этот Дух Божий. Ведь что делает катехизатор? Он не передаёт информацию, он не является в буквальном смысле слова учителем. Человека катехизированного можно дальше учить, а некатехизированного учить пользы мало. Катехизатор – это именно проводник к источнику Света для любого человека. И здесь мы чувствуем универсальность церкви, где действительно нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского... Для кого всё это ещё есть в жизни и имеет жизнеобразующее значение, тот ещё не принял в своё сердце этот Свет жизни, ещё не узнал Христа, не встретился с Ним.

Встретиться со Христом – это не психологические переживания, как нам сейчас это часто, к сожалению, навязывают некоторые западные наши братья. Это прежде всего значит встретиться со Светом жизни. Психологизировать встречу со Христом никогда не надо. Это, на мой взгляд, не только очень неполезно и бесплодно, а просто вредно, потому что перекрывает важный стимул нашей церковной жизни, важнейший её смысл. Мы все должны стремиться встретиться со Христом, но только одним образом – жить во Свете Христовом, чтобы стать светом миру, без всяких границ, без всяких различий, чтобы научиться видеть этот свет там, где не принято его видеть, или обличать тьму там, где принято видеть свет. Для этого нужна какая-то особая трезвенность, умение различать духи. Катехизатор это может больше, чем другие. Конечно, здесь нет никаких гарантий, понятно, что это дар Божий. Не человек распоряжается им, но человек может сделать так, чтобы Бог мог дать ему этот дар, чтобы ничто этому не препятствовало. Бог всегда хочет давать Свои дары всем, но даёт их по нашим силам, как таланты. И здесь нам есть над чем работать, что обсуждать, чем делиться – в каких бы обстоятельствах, в какой бы стране, среди какого бы народа или социального слоя мы ни жили. Это, конечно, очень вдохновляет, это может быть главным и единственным призванием в жизни христианина – быть светом мира, т.е., можно сказать, быть катехизатором. В каком-то смысле ради этого нас Господь и призвал в Церковь – чтобы мы для всего мира были светом. К этому призваны все, здесь нет иерархических различий.

...Много можно говорить о Евангелии от Иоанна. Здесь каждая строчка, как известно, располагает к тому, чтобы идти дальше и дальше, глубже и глубже. Но всегда надо где-то останавливаться. Приходится остановиться сейчас и мне, потому что диалог Христа с неверующими иудеями – это не просто диспут еврейского народа, который в нем продолжается, впрочем, до сих пор, а это всё-таки что-то глубинное, относящееся ко всем на все времена. Это мы иногда противостоим Христу, это мы Ему возражаем, это мы не понимаем, что говорит Господь, возвещая духовные тайны. Свет мира – это духовная тайна. Приобщение к этой тайне и есть наша главная задача, задача всей нашей христианской жизни, и конечно, жизни церковной.

Я очень рад тому, что у нас будет возможность подискутировать и пообщаться. Я всем сердцем хочу, чтобы это было для каждого из нас откровением Света. Даже в случае каких-то человеческих разногласий или несогласий, которые всегда есть и всегда могут быть, ведь без этого никогда не бывает, даже среди святых, пусть является в нас и между нами Свет мира, пусть Христос будет посреди нас!

Аминь.

Кифа № 6 (192), май 2015 года

Еще статьи по этой теме:

«Катехизатор должен жить тем, о чём говорит». Интервью с участниками конференции по катехизации >>

Три дня работы, размышлений, общения и вдохновения. Как прошла конференция «Длительная катехизация сегодня» >>

Как узнать, что можно сокращать во время катехизации, а чего нельзя: интервью с ректором СФИ профессором священником Георгием Кочетковым >>

К оглашению имели непосредственное отношение не только священники и миряне, но и епископы: интервью с проректором СФИ Д.С. Гасаком >>

Все проблемы были рабочими: интервью с Александром Копировским >>

Катехизация - это не церковно-богословский ликбез, а таинство пути из мира сего в мир Божий: интервью с членом Межсоборного присутствия Давидом Гзгзяном>>

Длительная катехизация - это то, что для церкви сейчас по-настоящему «горячо»: интервью с председателем оргкомитета конференции Владимиром Якунцевым >>

Длительность оглашения – не волюнтаристское, а соборное решение: интервью с Олегом Глаголевым >>

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования