gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Проблемы миссии arrow Сегодня назрела острая необходимость в катехизации. Интервью с Николаем Фуштеем, катехизатором церковно-приходской школы при Свято-Дмитровском храме
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
12.10.2014 г.

Сегодня назрела острая необходимость в катехизации

Интервью с Николаем Фуштеем, катехизатором церковно-приходской школы при Свято-Дмитровском храме Кишинёва

Николай Фуштей
Николай Фуштей
Исходя из Вашего многолетнего опыта в качестве катехизато­ра, расскажите, пожалуйста, о плодах длительного совмест­ного научения людей в груп­пах. Рождает ли катехизация в тех, кто проходил оглашение в одной группе, и по окончании курса желание не терять друг друга, делать что-то вместе для Бога и для Церкви?

Это особенно заметно в тех, кто являются прихожанами Дмитров­ского храма. Практически путем катехизации и создается община. Вот посмотрите, люди после занятия не расходятся (показывает на группу оживленно беседующих во дворе хра­ма), разговаривают. Им есть о чем бе­седовать друг с другом. Они уже знают о жизни друг друга, помогают друг другу. Вот ребенок у кого-то родился, надо прийти помочь, или проблемы какие-то, вот день рождения, давайте купим от нас цветы, поздравим. У них появились общие интересы. Не просто пришел, помолился и ушел. А пришел, помолился, а после пообщался с людь­ми, осмотрелся вокруг. Может быть, кому-то нужна моя помощь, и если нужна - пошел и помог. Люди сплачи­ваются, и эта сплоченность остается и после молитвы, после литургии. Думаю, что если работать ежедневно, ежечасно, то можно создать живой ор­ганизм, живую общину. То, чего нам, к сожалению, остро не хватает. Мы пришли в храм и ушли, не знаем, кто рядом молится, не знаем никого.  И это ненормально. Мне думается, что через катехизацию можно эту про­блему решить, особенно через катехи­зацию взрослых. От детей еще трудно ожидать чего-то осознанного, они пока во всем видят игру. Взрослые же после 16-17 лет начинают подходить к этому ответственно.

Содержание общения меняется. Люди говорят уже не о футболе или о конкурсе «Евровидение», а о вещах, связанных с верой и Церковью, со спасением. И на вопросы других лю­дей они уже могут дать компетентный церковный ответ, а не говорить то, что им кажется. Те, кто проходят катехи­зацию, сами удивляются, сравнивая себя в начале курса и по мере науче­ния. Какая большая разница между тем, во что верили вначале, и тем, что составляет настоящее учение Церкви! У них до научения обычно бывает больше суеверия, чем веры. Радостно, когда человек начинает думать, раз­мышлять. На уроках я стараюсь их больше расшевелить, задать вопрос: «А как тебе кажется?» Лучше пусть здесь выскажется неправильно, ведь мы поможем, поправим. Хуже, если человек будет продолжать думать не­правильно и эту неправду распростра­нять вокруг. Очень важно задавать вопросы: «Что ты думаешь? Почему? А правильно ли ты думаешь?» Чтобы научить человека опираться не просто на «мне кажется», а на то, что говорят Священное Писание, Церковь, право­славные догматы.

Было ли в Вашем опыте, что люди по окончании одного кур­са просят продолжения?

Да, некоторые по три курса прохо­дят. На занятиях я прошу их помол­чать, если спрашиваю о пройденном ими ранее материале, и дать возмож­ность ответить тем, кто впервые это изучает. Иногда я их тоже экзаме­ную - спрашиваю о том, что они три раза слышали и насколько качествен­но усвоили.

Существуют ли экзамены?

Иногда предлагаю контрольные работы - без предупреждения. Из практического опыта я понял, что лучше заранее не объявлять о таких проверочных работах и опросах, по­тому что многие боятся и не приходят (смеется). Я им говорю: «Почему вы боитесь меня? Бойтесь Бога! Вы перед Ним будете отвечать за то, что не зна­ете ответ на вопрос. Мой вопрос - это полбеды, а вот если вы не ответите на вопрос, который жизнь вам поставит, тогда будет больно».

Мы видели Вашу книгу, напи­санную специально для таких занятий «Creştinismul pe înţelesul tuturor» («Христиан­ство для каждого»). На какие источники Вы опирались, тру­ды каких духовных учителей вдохновили Вас?

В книге есть ссылки на источни­ки. Учителей катехизации у меня не было, но были книги. Благо, я жил на территории академии, и там была би­блиотека. По книгам я писал неболь­шие конспекты по темам, из которых потом сложились темы уроков, и этот материал постепенно накапливался.

План уроков основан на Символе веры, на объяснении каждого из его двенадцати членов. Конечно, есть из­вестный катехизис, который изуча­ется в семинарии, и он объясняет Символ веры. Но он слишком нудный, и для народа непонятный, тем более в XXI веке. Сегодня нужен другой язык, современный. Да и объяснения нужны другие. Например, когда говоришь о двойственной природе во Христе - Боге и Человеке. Свидетели Иеговы не верят в Богочеловечество Христа, а считают Его просто человеком. И я привожу пример, что в нашем матери­альном мире есть вещи или феномены несопоставимые. Есть вещество, и есть энергия. Две разных формы су­ществования материи. И, как будто, не может быть один объект одновремен­но и энергией, и веществом. Однако, может. Например, свет, у которого двойственная природа - волновая и корпускулярная. Свет ведет себя как частица, фотон, и в то же время, как волна. Этого по обыкновенному логи­ческому мышлению не может быть. А ведь может! Почему же мы отказыва­ем Христу быть одновременно Богом и Человеком? Только потому, что не можем вместить?

Или если говорить о вере в Трои­цу. Приведу пример: может ли быть 1+1+1=1? Очень может быть, даже в нашем мире! Есть натуральный ряд чисел, а есть комплексные числа. В ряду натуральных чисел такого быть не может. Там всегда 1+1+1=3. Это еще от Аристотеля пошло. Возьмем сегмент, разделим его на три части, и сумма этих сегментов будет равна трем частям. Но это не обязательно соблюдается в комплексных числах, в которых важно не только арифме­тическое значение, но и направление. Комплексные числа - это векторы. И там такое возможно, когда 1+1+1=1!

Я вам покажу на примере элек­трической схемы (чертит рукой на стенке колодца, у которого мы сидим). Возьмем схему постоянного электри­ческого тока. Она отражает систему реальных чисел, для которых всегда действует формула 1+1+1=3. Вот три ветви, три сопротивления, в каждой ветви по амперметру, и есть источник тока, где также установим ампер­метр. При включении тока видим, что в каждой ветви по 1 Амперу, а на входе - 3 Ампера. Теперь меняем на переменный ток. Меняем два сопро­тивления, в одном ставим катушку, а в другом - конденсатор. Источник тока меняем с постоянного на пере­менный. Арифметические значения сопротивлений равны 1 Ом + 1 Ом + 1 Ом. Пускаем ток и видим: 1 Ампер + 1 Ампер + 1 Ампер = 1 Ампер! Как же такое может быть? Вот же прибор по­казывает! (смеется) И это возможно в нашем, сравнительно простом мире. Почему же мы отказываемся верить, что в мире, где Бог, не может быть подобного тому, что возможно даже у нас. Почему считаем невозможным, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух суть Одно Божество, Единый Бог? Если подобное возможно у нас, почему там невозможно?

Такого примера в классическом катехизисе не найдешь (улыбается). Там есть пример с кирпичом - про глину, воду и огонь. Этот пример не совсем правомочен. Глина - это твердое вещество, вода - жидкость, а огонь - газ. Когда мы говорим о Боге, то Его Три Лица должны быть одного порядка, единосущны. При­мер с комплексными числами более подходит - числа отличаются не по существу, а по направлению, вектору. У Божественных Лиц - Отца и Сына и Святого Духа - сущность одна и та же, но у Них есть ипостасные качества, личностные свойства, которые позво­ляют нам узнавать их. Как раз пример с вектором больше всего подходит для объяснения. Можно сказать, что Лица Троицы - Единицы Одной Сущности, их можно характеризовать векторами. Они отличаются друг от друга направ­лением.

Объяснить, почему в переменном токе получается 1+1+1=1, более на­глядно можно графическим способом. Есть активное сопротивление, где ток совпадает с напряжением. В конден­саторе ток опережает напряжение на 90 градусов, а в катушке отстает на 90. Рисуем векторы на графике, и сумма трех векторов будет равна единице.

А кто Вы по профессии?

Я окончил Кишиневский поли­технический институт, энергетиче­ский факультет, по специальности инженер-электромеханик. Оказыва­ется, в электротехнике есть немало важных вещей, достойных внимания, которые помогают укрепиться в вере. Для меня этот пример, который я вам привел, один из наиболее значи­мых. Моя вера в Триединого Бога, в возможность существования одного Божества в Трех Лицах, опирается и на этот рациональный пример.

Считаю, что нужно новое дви­жение, обновление языка, второе дыхание в православной церкви. Нельзя сегодня говорить, опираясь на те примеры, которые когда-то были убедительными. Современный чело­век намного больше знает, и нужен язык, соответствующий уровню его знаний. Есть практика перепечаты­вать дореволюционные книги огром­ными тиражами. Человеку их читать скучно. Надо с каждым говорить на его языке. В разговоре с человеком гу­манитарного склада нужно приводить примеры из философии, а с человеком из мира реальных, точных наук нужен точный язык, конкретный, немного­словный. Мышление разное у людей из разных сфер деятельности, и надо хорошо отличать, где можно говорить более пространно, подробно, а где для большей убедительности нужна осо­бая краткость.

Когда человеку открывается кра­сота учения Церкви и то, как логична и рациональна наша вера, бывает, что он с благодарностью и сожалением думает: вот я глупец, где-то бегал, а у меня под носом золото лежало, и я его не замечал!

Домнул1 Николай, где же взять много катехизаторов? Ведь, как мы уже говорили, много народу крещеного, но не наученного.

Нас мало, но мы в тельняшках (улыбается). Вы знаете, не всегда много - это хорошо. Количество не всегда переходит в качество. Иногда вообще не переходит в качество. Ведь если соберешь всех дураков вместе, это еще не гарантия, что они станут умными. Надо уметь и малым коли­чеством обходиться. Сколько есть, пусть работают. С Божьей помощью появятся и другие энтузиасты. Было бы желание.

Нужно духовное образование.

Обязательно! Не просто образова­ние, а систематическое образование. Любой сейчас может взять книгу и изучить ее. Но если самостоятельно изучать, то можно в такие дебри, в такие искушения попасть. И даже изобрести новую секту. Вот мне так видится, я такой умный, посмотрите, что я открыл, и никто до меня этого не увидел...

А человек, получивший системати­ческое образование, не припишет себе недолжного. Преимущества система­тического подхода - всё выстроено на определенном основании, разложено по полочкам, просто так кирпич не вытащишь из выстроенного здания.

Где сегодня мирянину можно в Молдове получить системати­ческое образование? Есть такая возможность?

(с улыбкой) У нас, в церковно-приходской школе при Дмитровском храме, в старшей 4-й группе.

Надо сказать, что некоторые бывшие слушатели курса по катехи­зации сегодня преподают в младших классах. Постепенно вырастают свои кадры. Некоторые после катехизации пошли в семинарию, потом вернулись и повторно прошли курс, и теперь преподают младшим.

Слава Богу! Спасибо Вам, до­мнул Николай, за вдохновляю­щий рассказ. Божьей помощи в трудах ради Господа!

С Николаем Фуштеем беседовали

специально для газеты «Кифа»

Елена-Алина Патракова, Юлия Патракова, Дмитрий Бурдиенко, Константин Чобану

_____

1 Domnul - в переводе с рум. «господин», общепринятое в Молдове обращение к взрос­лому человеку

 

КИФА № 181 (11), сентябрь 2014 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования