gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Конференции и встречи arrow Он был героем в эпоху антигероизма. Из выступления священника Константина Костромина на I Адельгеймовских чтениях
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
События и комментарии
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
Электронный ящик для сбора пожертвований в пользу тяжелобольных детей
Печать E-mail
26.08.2014 г.

Он был героем в эпоху антигероизма

Из выступления священника Константина Костромина, секретаря Ученого совета, зав. аспирантурой СПбПДА, на I Адельгеймовских чтениях

Image

В окружающей нас действительности практически нет героев, во всяком случае, позитивных, «больших» героев, которые могли бы повести за собой нацию, церковь, я уж не говорю обо всем мире. Но герои живут и в наши дни, причем часто – это герои прошлого. Отец Павел и был таким человеком – он был героем, живущим в эпоху антигероизма. Героем Церкви, который сегодня неуместен. Об этом я и хотел бы сказать несколько слов.

Как люди постмодерна, мы с вами привыкли скорее доверять комфортному существованию. Более того: мы заменили словом «комфорт» понятие уюта. Но герой может жить уютно, комфортно – нет. Комфорт предполагает равнодушие и универсальность. Героизм же зиждется на глубокой заинтересованности в правде и он прежде всего личностен. Комфорт проповедует доброту по отношению друг к другу, но желательно, чтобы эта доброта не лезла в душу человека. А герой – это евангельский образ свечи, стоящей на вершине. Он невольно проникает в твою душу и так же невольно предъявляет к тебе требование на совершение похожего или иного подвига. Человек комфорта страшится подвига, так как подвиг опасен, а комфорт призван обезопасить его от опасности. Так человек, который был героем, вдруг неожиданно в новой ситуации оказывается совершенно инороден и излишен.

Конечно, в общении о. Павла с семьей и с теми людьми, которых он считал близкими – с прихожанами, с членами братства, со Свято-Филаретовским институтом, с теми, кто стремился к общению с ним, не было фальши. Но, будучи членом общества, к которому он не был равнодушен, о. Павел не мог оказаться вне более официальных, скажем, церковно-административных отношений. И здесь ситуация, в которую он попал, как раз и объясняется столкновением героя и людей постмодерна. Те, кто находился выше о. Павла по своему положению, оказались неспособны не только на собственный героизм. Для них оказалось невыносимо видеть героизм и в окружающих. Кто-то из этих людей – по натуре человек неплохой, не отрицательный герой; он просто не герой.

В классическом театре на таких героях второго или даже третьего плана обычно даже взгляд не фиксируется. А теперь эти самые люди, которые вчера играли в массовке, вдруг должны играть «первачей». Но они этого не могут! И каково им ощущать себя рядом с человеком, который проявил свой героизм намного раньше, чем они вышли даже на этот самый второй план? Это очень больно. И поэтому таким людям, какими бы они ни были – хорошими, плохими или нейтральными – такое присутствие просто режет глаза. И в результате отношение людей, которые не были родными о. Павлу, в конечном итоге стало в лучшем случае отношением к нему как к музейному экспонату.

Сегодняшние Адельгеймовские чтения хотелось бы увидеть в конечном итоге не музеификацией, но именно общением с о. Павлом. Интересно, что тексты, которые он написал, не вполне отражают его живого. Но когда видишь, как в том замечательном фильме, который мы смотрели1, глаза о. Павла, проговаривающего глубокие мысли, тогда мы восстанавливаем свое общение с ним. И вне зависимости от того, присутствуют ли здесь или в другом месте люди, которые помнят о. Павла, герои ли это или люди модерна и постмодерна, большие они или маленькие – неважно, пускай это общение будет облагораживающим для всех. Такого рода братское общение необходимо продолжать и дальше. И, может быть, когда-нибудь этот опыт, опыт героизма, еще очень понадобится даже нам с вами.

------------------

1Программа Владимира Шаронова «Без дураков». Часть 1. Диалоги о вере, Церкви и людях. Интервью с прот. Павлом Адельгеймом. Калининград, 2013. Программа была показана в начале Адельгеймовских чтений 4 августа 2014 года.

КИФА № 10(180), август 2014 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования