gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Проблемы катехизации arrow К оглашению имели непосредственное отношение не только священники и миряне, но и епископы. Интервью с проректором СФИ Д.С. Гасаком
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
События и комментарии
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
06.05.2015 г.

К оглашению имели непосредственное отношение не только священники и миряне, но и епископы

Интервью с проректором СФИ Д.С. Гасаком

11-13 мая состоится ежегодная международная научно-богословская конференция СФИ. Она подведёт итог предыдущим пяти конференциям серии «Традиция святоотеческой катехизации», которые институт проводит с 2010 года. В этот раз устроители конференции планируют сделать акцент на применении принципов святоотеческой катехизации в современных церковных условиях и обсудить:

- что мешает начать катехизацию;
- если катехизация уже ведётся, что мешает её проводить;
- как превратить приход в союзника катехизации;
- откуда берутся катехизаторы;
- откуда берутся оглашаемые;
- куда конкретно воцерковлять людей;
- как провести катехизацию за одну встречу;
- как готовить оглашаемых к крещению и/или воцерковлению.

Как и в предыдущие годы, «Кифа» планирует в нескольких номерах предварить обсуждение на конференции серией материалов. Сегодня мы публикуем несколько интервью с катехизаторами Преображенского братства.

*  *  *

Image

В анонсе конференции говорится, что она подведёт итоги предыдущих конференций по традиции святоотеческой катехизации. Но сама она гораздо более «практическая» и по теме, и по форме. Нет ли здесь противоречия?

Видите ли, тематику всех предыдущих конференций мы старались разрабатывать последовательно. Если немного оглянуться назад, то мы увидим эту последовательность: вначале обзор и катехизической традиции, и проблем её возрождения в целом, затем - критерии оглашения современных катехуменов, далее - проблемы подготовки катехизаторов, основной этап оглашения (просвещение) и, наконец, тема человека на основном этапе. С другой стороны, внимательный человек заметит, что тематика конференций развивалась не из теоретической катехетики, а из практики современной церковной катехизации. Это очень важно. Дело в том, что обсуждение вопросов катехетики дает неограниченные возможности для углубления во всех направлениях богословской проблематики: библеистики и литургики, догматики и антропологии и т. д. Обсуждать это чрезвычайно интересно. На конференции и в прошлом, и в позапрошлом году мы обсуждали катехизические, пастырские и богословские вопросы этапа просвещения. И можно провести ещё десяток таких конференций: каждая тема второго этапа оглашения этого заслуживает. А ведь есть ещё таинствоводство. Но обсудив с участниками итоги и проанализировав современную ситуацию в этом направлении церковного служения, мы отдали предпочтение не тем вопросам, которые интересуют большей частью небольшой круг церковнослужителей, а тем, которые актуальны для всех, ведущих оглашение современных взрослых людей в разных регионах нашей страны. Таким образом, мы стараемся ориентироваться на современные церковные нужды. Это сегодня важнее. Если богословская мысль отрывается от жизненных реалий - цена её невелика. Поэтому мы собираемся обсуждать прежде всего практические вопросы сегодняшнего дня. Конечно, всякий живой диалог рождает новые мысли, открывает новые проблемы. Слава Богу! Я не вижу здесь ни малейшего противоречия.

Как Вам кажется, возрождается ли общение между членами Церкви не только во время катехизации, но и при заинтересованном, ответственном обсуждении проблем катехизации?

Это важнейшая практическая цель конференции. Катехизация - дело церковное, соборное, общее наше дело и ответственность. В нормальном случае к оглашению должны иметь непосредственное отношение не только священники и миряне, но и епископы, чему мы находим прямое подтверждение в свято-отеческом опыте.

Оглашение не возродить одними административными шагами. Церковный народ - и священнослужители, и миряне - должны научиться свидетельствовать о вере, вдохновенно рассказывать о Христе Распятом и Воскресшем, о Церкви, а также научиться передавать эту веру, показывать пример жизни по вере. Не это ли служение является для церкви важнейшим? От благолепия храмов, красоты облачений и даже от присутствия на богослужении, как мы видим из нашей истории, христианская вера не умножается. «Слышание от проповедующего», и пока, нужно признать, мы это делаем слабо, а причины здесь не так важны. Поэтому внутрицерковное общение, обмен опытом, восприятие разнообразия опыта церковного свидетельства необходимо. Этого ничто не может заменить. И конференция Свято-Филаретовского института, как видно, вносит свой скромный вклад в это общецерковное дело.

Связаны ли проблемы, возникающие при попытках возродить полноценную катехизацию, с дефицитом свободы и ответственности в церкви и обществе? Если да, то что делать, ведь мы оказались в этой ситуации не по своей воле, а в результате всей истории минувшего века?

А кто же сказал, что мы разучились воцерковлять людей так, чтобы они из церкви не бежали, по чужой вине? И произошло это не в XX веке. Скорее можно утверждать, что XX век оказался столь тяжёлым для Русской церкви именно потому, что церковность большей части российского народа была лишь внешней, бытовой. Когда большевики разрушили бытовой уклад России, тогда и церковность отпала. Порасспрашивайте своих родителей, дедушек, бабушек. Её заменили другие вещи. Внешняя свобода церкви, конечно, была ограничена. Более того, церковь последовательно уничтожалась советской властью. Но разве до революции церковь в России была свободна? Церковь редко когда в истории имела внешнюю свободу. И время это было очень ограничено. Для благовестия необходима свобода внутренняя, для верующего сердца не может быть внешних преград. В противном случае христианство так и умерло бы в кругу ближайших учеников Христа, ведь апостолам никто не разрешал проповедовать. Но так не произошло, поскольку они считали, что Бога должно слушаться более, нежели человеков. Значит, не произойдёт и сейчас.

КИФА № 5(191), апрель 2015 года

Еще статьи по этой теме:

Как узнать, что можно сокращать во время катехизации, а чего нельзя: интервью с ректором СФИ профессором священником Георгием Кочетковым >>

Все проблемы были рабочими: интервью с Александром Копировским >>

Катехизация - это не церковно-богословский ликбез, а таинство пути из мира сего в мир Божий: интервью с членом Межсоборного присутствия Давидом Гзгзяном>>

Длительная катехизация - это то, что для церкви сейчас по-настоящему «горячо»: интервью с председателем оргкомитета конференции Владимиром Якунцевым >>

Длительность оглашения – не волюнтаристское, а соборное решение: интервью с Олегом Глаголевым >>

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования