gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow В пространстве СМИ arrow Возникнет ли вновь церковная публицистика
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
События и комментарии
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
Электронный ящик для сбора пожертвований в пользу тяжелобольных детей
Печать E-mail
22.10.2014 г.

Возникнет ли вновь церковная публицистика

Фестивалю православных СМИ «Вера и слово» исполнилось 10 лет

Вот уже десять лет раз в два года сотрудники пресс-служб и журналисты практически всех епархий Русской православной церкви собираются вместе. В этих встречах традиционно участвуют и представители межрегиональных изданий; среди них все эти годы была «Кифа», а с какого-то времени и сайт Преображенского братства.

 
Панельная дискуссия «Церковь моей мечты»
Панельная дискуссия «Церковь моей мечты»

Немного истории

Первые три фестиваля собирал Издательский совет. Основателем и исполнительным директором «Веры и слова» был Сергей Чапнин1. Одним из главных замыслов фестиваля было не продвинуть в сознание всех участников какую-нибудь одну «безоговорочно правильную православную идеологию»2, а создать площадку для общения журналистов, придерживающихся разных мнений. В некоторых встречах участвовали и светские журналисты, представляющие достаточно интересные профессиональные издания (такие, как «Русский репортёр»). На одном из первых фестивалей был создан Клуб главных редакторов православных изданий, в интернете заработало сообщество «Ортопериодика». Однако «православное журналистское сообщество», несмотря на все эти усилия, не спешило складываться. Лишь немногие поддерживали более или менее постоянное общение, а состав участников фестиваля каждые два года очень сильно менялся.

После того, как в 2009 году был создан Синодальный информационный отдел, фестивали вслед за самой православной периодикой перешли в его ведение, и вторую тройку фестивалей проводила команда Владимира Легойды. Главный акцент был сделан на собирание и профессиональную подготовку сотрудников епархиальных пресс-служб, однако и стремление собрать представителей всех изданий, независимо от их направления, осталось одним из лейтмотивов. Правда, в этом году ни столкновений, ни братания уже не было заметно: все постарались найти близкий себе «уголок» и в нём существовать.

На этот раз к традиционной фотографии нашей братской команды неожиданно решил присоединиться редактор портала «Религия и СМИ» Александр Щипков
На этот раз к традиционной фотографии нашей братской команды неожиданно решил присоединиться редактор портала «Религия и СМИ» Александр Щипков
 

По краям спектра

С самого начала участники фестиваля 2014 года распределились по разным круглым столам. Разными были не только темы и подходы, но и состав участников, и главные акценты. Состав выступающих на круглом столе «Права человека- граница свободы и произвола» был, с одной стороны, достаточно представительным(уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека Константин Долгов, исполнительный директор программ Всемирного русского народного собора Роман Силантьев), с другой- более чем странным: одним из спикеров был Евгений Никифоров, директор «Радонежа». Общий тон обсуждения он выразил весьма красочно: «Либеральная идеология- дьявольская идеология», а под конец начал учить присутствующих нравственности и исполнению заповедей; странновато было слышать это от человека, который так часто в своей деятельности сам нарушал одну из десяти заповедей- «не лжесвидетельствуй». Вопросы аудитории были очень разными- от совершенно конкретных («как защитить права многодетных, которым не спешат предоставить земельные участки?») до декларативных, стремящихся усилить и усугубить господствующую тональность: «права человека- самое главное массовое оружие поражения»...

Другие члены нашей команды в это же время участвовали в панельной дискуссии «Церковь моей мечты», которую вёл о. Павел Великанов. Название вызвало вопрос у многих (в том числе и у нас): разве правильно о церкви мечтать? В неё верят...

Однако сам разговор, рождённый этой провокативной формулировкой, был, по словам участников, достаточно открытым. Самыми интересными были результаты исследования фонда «Среда» о том образе Церкви, который сложился сегодня в России:

- соглашаются с утверждением «исповедую православие и принадлежу к Русской Православной Церкви» 35% (41% в 2012 году);

- на каждого пастыря Русской Православной Церкви приходится 230 причастников и потенциально 2600 крещённых россиян;

- читают (слушают, смотрят) православные СМИ 4 % населения (в основном женщины старше 60 лет).

Оживлённое обсуждение вызвал вопрос «Сколько опрошенных согласились с тем, что испытывают на себе любовь Церкви?». Участники дискуссии предлагали разные цифры- от 5 до 95%. Правильным ответом оказалось 6%.

Некоторые из ведущих поделились, в соответствии с замыслом, и своими мечтами. Ксения Лученко сказала, что мечтает о церкви, в которой миряне были бы гораздо более активными и включёнными в её жизнь. «Зачем только мечтать? - заметил в ответ на это Андрей Васенёв. - Нужно начинать уже сейчас. Можно посмотреть на опыт Преображенского братства, в котором тысячи мирян. Кто-то боится этого имени, а зря».

Две тенденции, обозначенные этими двумя встречами, так и существовали параллельно все четыре дня фестиваля. Даже в тот единственный день, когда все участники собрались вместе, вслед за словом патриарха (наиболее интересные фрагменты этого выступления мы публикуем ниже и в приложении «Язык Церкви») состоялась встреча «Церковь и СМИ: взаимные ожидания, взаимные претензии», на которой за постановкой здравых вопросов («почему голос церкви не слышен в обществе») очень быстро последовало напористое обращение к теме вездесущих врагов, с которыми надо бороться, бороться и бороться...

Президиум круглого стола «Права человека...»
Президиум круглого стола «Права человека...»
 

О благодарности

В последний день, когда мы уже собирались уезжать, в холле, где все раскладывали свои издания, ко мне подошла одна из участниц фестиваля: «Спасибо за вашу газету. Она прекрасна!»

И после этих слов я, как всегда, почувствовала только одно: нашему братству нужно здесь быть. И мы будем стараться - быть и оставаться собой.

Александра Колымагина

Фото ко всем материалам страницы: Николай Токарев


1. Ныне ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии.

2. Нужно сказать, что за 4 года до начала работы фестиваля такая попытка была предпринята на Конгрессе православной прессы, собранном под эгидой «Радонежа». Результатом этого масштабного мероприятия стал многолетний раскол в среде православных журналистов: те, кому была близка достаточно спорная позиция «Радонежа», объединились в «Клуб православных журналистов» и демонстративно бойкотировали все мероприятия, проходившие под эгидой Синодального издательского отдела. С годами это противостояние постепенно сошло на нет.

 

 

 

 


Из слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с участниками VI фестиваля «Вера и слово»

Задача Церкви одна и та же на протяжении тысячелетий, и мы верим, что она сохранится неизменной до скончания века. Церковь призвана продолжать служение Господа Иисуса Христа, свидетельствовать о Божественной истине, вести людей ко спасению, и другой цели у Церкви нет. Всё остальное, что мы делаем, - социальная работа, участие в политическом диалоге, работа с информацией и в сфере массовой информации- осуществляется Церковью лишь настолько, насколько она служит делу человеческого спасения.

Участники фестиваля слушают выступление патриарха
Участники фестиваля слушают выступление патриарха
 

<...> Очевидно, что в информационном обществе возрастает роль журналистской профессии и влияние журналистов на температуру, на градус общественной жизни, на направленность той дискуссии, которая идёт в обществе. Отсюда, конечно, происходит и огромная ответственность. Конечно, в последнее время, что греха таить, вообще понижается уровень журналистики. И не потому, что меньше стало способных людей - есть удивительно одарённые, умные, образованные люди, способные прозревать события. Но один новый фактор часто затушёвывает роль ярких журналистов.

Сегодня журналистом становится каждый участник интернет-дискуссии. Слова любого могут уходить в информационное пространство и прикасаться к сознанию миллионов людей. Но если раньше журналисты должны были себя готовить к публичным выступлениям и высказываниям, оттачивать свой стиль, грамотность, то теперь это совсем необязательно. Полуграмотная фраза может взбудоражить половину общества, потому что присутствует в информационном пространстве наравне с профессиональными журналистскими творениями. <...> Как нельзя стать хирургом без образования (мы знаем, к чему это может привести), как нельзя стать священником без образования (мы тоже знаем, к чему это может привести), так нельзя претендовать на влияние на человеческие умы, не имея соответствующей подготовки.

В этом смысле наша православная журналистика ни в коем случае не должна встать на путь упрощения всего того, что связано с этой профессией. Нельзя мириться с недоброкачественными текстами, нельзя мириться со скукой, которая иногда порождается пером и словами наших журналистов, нельзя мириться также с попыткой церковной стилистикой создавать какой-то иллюзорный и фольклорный образ Православия. Благочестивая фраза по-настоящему благочестива тогда, когда она возбуждает мысль, когда она влияет на сердце, на мировоззрение. Тогда это подлинно благочестивая фраза, но стилистически она может быть выражена вовсе не в терминах узкой традиционной церковной субкультуры.

Поэтому современный православный журналист должен быть, конечно, человеком профессионально подготовленным. Но кроме того, это должны быть мыслящие люди, потому что их творчество способно влиять на сознание тысяч людей.

<...> Ваши слова никогда не будут доходить до сердец людей- это относится и к священникам, которые говорят проповеди- если вы сами не переживёте на своём опыте то, о чём вы говорите, особенно, если речь идёт о духовных вопросах, о вопросах нравственности, о том, что составляет сердцевину церковной проповеди.

<...> И ещё об одном хотел бы сказать. У нас уходит из обихода замечательный термин «публицистика». Ещё в своё время, в XIX столетии, святитель Феофан Затворник с тревогой писал, что надо было бы готовить целую армию христианских апологетов, чтобы противостоять распространяющимся идеям безбожия. Перефразируя эти слова святителя Феофана, я хотел бы сказать, что нашей Церкви сегодня нужна целая армия публицистов, владеющих ярким, образным словом, искренних, горячих и способных возжечь интерес у самых различных слоёв общества.

<...> Я думаю, что наши православные университеты должны подумать о создании пишущей церковной элиты. Потому что публицист - это человек, относящийся к журналистской элите. Это не тот, кто передаёт информацию о происшедших событиях, а тот, кто подвергает её аналитике, тот, кто помогает людям проникнуть в суть проблем, и не только внутрицерковных, но и находящихся на стыке церковно-государственных, церковно-общественных отношений, а самое главное, происходящих сегодня с человеком и с человеческим обществом.

Мы живём в особое время, и, может быть, следующее поколение будет говорить о нас так, как иногда мы говорим о поколениях времён русских революций: если бы мы были там, мы бы этого не сделали. Как они могли этого не видеть? Как они могли это допустить? А если бы мы там были, мы бы сделали ещё хуже. Вот, как бы и о нас не сказали: «Почему у Церкви не нашлось людей, ярко и убедительно обращающихся к обществу и призывающих его отвратиться от пагубных тенденций не менторским, учительским языком, а силой слова, силой интеллекта, силой духа?»

Церковный публицист - это тот же проповедник, который работает на более широком фронте. Поэтому так важно, чтобы у нас формировался, как я уже сказал, корпус таких людей, которые способны были бы помогать нашим современникам видеть подлинную красоту Евангелия и в соответствии с этой красотой выстраивать свою жизнь.

Полностью текст выступления опубликован

на сайте Патриархия.ru

 

КИФА №13(183), ноябрь 2014 года

 


 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования