gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Событие arrow События и комментарии (февраль 2013)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
02.03.2013 г.

Будут ли бюджетные места на факультетах теологии и музей в здании на Лубянке?

Наиболее интересные вопросы и ответы, прозвучавшие на пресс-конференции по итогам Архиерейского собора

Пресс-конференция по итогам Архиерейского собора
На пресс-конференции о ходе собора рассказывали (слева направо): В.Р. Легойда, митр. Бориспольский Антоний, митр. Волоколамский Иларион, митр. Рязанский Павел, прот. Всеволод Чаплин, архим. Савва (Тутунов)
 

Газета «Кифа», Андрей Васенёв: Мой вопрос - владыке Илариону. В докладе Святейший Патриарх Кирилл упоминал в числе важнейших вопрос о теологическом и духовном образовании. В недавнем интервью нашей газете архимандрит Савва говорил о том, что дискуссия вокруг документов Межсоборного присутствия не может вестись на должном уровне, в том числе в связи с недостаточным уровнем этого образования. Затрагивался ли этот вопрос на Архиерейском Соборе? Какие здесь возможны тенденции развития? Быть может, это открытие теологических факультетов в светских вузах?

Митрополит Иларион: Вопрос этот затрагивался на Архиерейском Соборе, и в Постановлениях Собора об этом идет речь в числе других важных церковных вопросов.

Создание теологических факультетов и кафедр - это процесс, который идет уже давно. Сейчас в Российской Федерации, я не беру другие страны канонической ответственности Русской Православной Церкви, действует более 40 таких кафедр в различных светских учебных заведениях. Не так давно открыта такая кафедра в ядерном исследовательском университете МИФИ. Эта кафедра как раз в эти дни приступила к своей работе.

Какие на этом пути возникают проблемы? Во-­первых, есть проблема некоторого предубеждения со стороны отдельных членов научного сообщества против самой идеи преподавания теологии в светском университете. Аргумент приводится следующий: «Мы живем в светском обществе, так почему должна преподаваться теология?» Но на это есть ответы, которые мы неоднократно озвучивали. Например, достаточно просто взглянуть на ситуацию, которая существует в странах Западной Европы, в Америке, где Церковь отделена от государства и где при этом теология является одной из признанных научных специальностей, а теологические факультеты существуют именно в светских университетах. Причем это теологические факультеты, которые во многих случаях управляются конкретными религиозными конфессиями.

Есть еще целый ряд проблем, связанных с реформой системы образования в Российской Федерации, в частности, с сокращением числа высших учебных заведений, когда признанные менее эффективными учебные заведения вливаются в те, что считаются более эффективными. Хотя подчас мы слышим, что оценка эффективности этих вузов оказывается довольно субъективной. Мы должны быть уверены в том, что в процессе слияния одних вузов с другими те кафедры теологии, которые уже созданы, не будут поглощены и растворены в чем-­то другом.

Наконец, есть еще проблема бюджетных мест, которая сейчас тоже решается непросто. Мы высказываем убеждение в том, что распределение бюджетных мест по кафедрам теологии должно быть пропорционально их распределению по другим кафедрам и специальностям.

Эти рекомендации дал Архиерейский Собор. Дальше от нас требуется конкретная работа, в том числе по линии недавно созданной Священным Синодом рабочей группы по теологии в высших учебных заведениях, которая уже сейчас рассматривает вполне конкретные меры для претворения в жизнь этих идей.

«Интерфакс», Алексей Соседов: Хотелось бы узнать, поднималась ли на заседании тема новомучеников? Мы внимательно изучили документы, в них этой теме посвящен всего лишь один абзац, хотя тема очень важна и актуальна. В 2011 году Собор высказывался за то, чтобы доступ к документам, посвященным новомученикам, был более свободным. Изменилась ли ситуация за два года, как ведется исследование этих документов? Считаете ли вы, что нужен общенациональный мемориал, посвященный не только тысячам новомучеников, но и в целом миллионам невинно убиенных людей, политзаключенных? Нужно ли эту тему поднимать в учебных заведениях? Бутовский полигон посещает всего шесть тысяч человек в год, Яд Вашем - от одного до двух миллионов человек в год. У нас есть в Москве музей Холокоста, по­-моему, даже не один. И есть Соловецкий камень на Лубянке. Он, видимо, тоже нужен, но сейчас облюбован оппозицией. Достаточно ли Бутовского полигона, достаточно ли Соловецкого камня? Может быть, сделать такой музей в здании Лубянки? Неплохое здание, монументальное, с ним столько связано, само здание является памятником.

В.Р. Легойда: Спасибо. Давайте я начну, и, может быть, кто­-нибудь еще из участников потом скажет несколько слов. Думаю, очень сложно отвечать на вопрос «достаточно ли памяти, достаточно ли любви, достаточно ли понимания случившейся трагедии?» Это вещи, которые количеством не исчисляются. Назвать понимание нашим обществом и даже, может быть, церковным сообществом важности подвига новомучеников достаточным очень сложно. Подвиг новомучеников и исповедников Русской Церкви - это то сокровище, которое есть не только у Русской Православной Церкви, но и у всех наших народов. Я бы не считал количество постановлений, которые имеют отношение к этой теме, а обратил бы ваше внимание на то, что Собор утвердил создание Церковно­общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников и этому новому органу даны очень серьезные поручения. Как раз создание этого органа свидетельствует о том, что в Церкви есть понимание необходимости более активной работы, более активного служения церковных, церковно­-общественных организаций именно в этом вопросе.

Что касается преподавания в школах и важности этой темы для школ наших стран, мне кажется, что это тема, которая уже неоднократно вполне однозначно звучала и в церковных документах, и в выступлениях представителей Церкви. Поэтому здесь нет какого-­то вопроса, здесь есть понимание необходимости сохранения этой памяти не только ради прошлого, но, в первую очередь, ради будущего.

Архимандрит Савва: Что касается здания Лубянки, я не готов высказываться, сами понимаете. Что касается развития поминания новомучеников и памяти о них в нашем народе, в народах наших стран. Приоткрою немного технологию того, как исполняются решения Собора. Прошел Собор 2011 года, принял некие решения. За этими решениями следуют поручения Святейшего Патриарха или Священного Синода или Высшего Церковного Совета об исполнении этих решений. По итогам Собора 2011 года, на котором был принят большой значимый и серьезный документ, касающийся новомучеников, были даны определенные поручения. Когда мы сейчас к нынешнему Собору подводили итоги, мы посмотрели, как эти решения, касающиеся увековечивания памяти новомучеников, как они исполнялись. В целом исполнялись неплохо, но на взгляд тех органов, которые занимаются отслеживанием исполнения решений, - недостаточно. Владимир Романович сказал, что не может быть много любви, много памяти. Но чтобы было больше любви и памяти, создан этот Церковно­-общественный совет.

Что касается музея, насколько мне известно, как раз на Бутовском полигоне существует мемориал и мемориальный музей, но, конечно, если будет больше мест памяти новомучеников, это будет очень хорошо.

Наконец, если говорить о преподавании в школах каких­-то уроков, касающихся того ужасного, что произошло в XX веке, конечно, это должно быть. Дети должны знать о новомучениках. С нашей стороны, насколько мне известно, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации ведет какой­-то диалог с Министерством образования по этой теме. Насколько он будет успешен, думаю, это, в первую очередь, зависит от нашего светского партнера в этом диалоге, но мы надеемся, что дети будут знать о том, какова была история XX века.

Полный текст всей пресс-конференции (в том числе ответы остальных её участников на вопрос о памяти новомучеников) можно прочитать на сайте Патриархия.ru


Основные принципы катехизации

Владимир Якунцев
Владимир Якунцев

25 января в гостинице «Даниловская» под председательством митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия прошла работа секции «Катехизическая деятельность в современных условиях». Ее работу продолжили два семинара: «Оглашение и предвенчальная катехизация» и «Воскресная школа для взрослых и другие формы длительной катехизации».

Основным принципам катехизации был посвящен доклад руководителя Отдела катехизации Приамурской митрополии священника Стефана Нохрина. В частности, отец Стефан поднял вопрос о критериях готовности к крещению, связанный с нормой христианской жизни. Среди них он отметил такие, как отсутствие смертных грехов, опыт личной молитвы, чтение основных книг Священного писания. «Очень важно, чтобы к крещению приступали действительно воцерковленные люди, - сказал отец Стефан. - Это требует тщательной подготовки, на которую нужно год­-полтора. За четыре встречи человек только узнает о том, что такое христианство».

Конечно, священники, которые в своей пастырской практике ориентируются на церковную норму, могут сталкиваться и с сопротивлением, сказал отец Стефан: «Так значит, не расписанных не крестите... интересненько». По свидетельству многих участников секции, катехизация, увы, зачастую воспринимается многими как «пропуск», как неизбежное препятствие на пути к чаемому крещению.

Главные проблемы в области катехизации связаны с культивированием в людях ложной веры или ложных надежд, сказал руководитель Методического центра по миссии и катехизации Свято­-Филаретовского института Владимир Якунцев. Многие совершенно неправославно верят, что таинство состоялось «в силу совершенного действия» («ex opere operato»). С какой стати такому человеку, уверенному, что он получил желаемое, тратить еще полтора года жизни на какое­-то оглашение?

Подобные ложные надежды люди обретают в своем сердце, когда сталкиваются с лжемиссией - миссией, превращенной в рекламу: «От имени Бога обещают то, чего Сам Бог никому никогда не обещал, - пояснил В.И. Якунцев. - Что­-то болит? Не можешь найти жену? Бог решит все твои проблемы! Тогда как Сам Бог нам обещал только свободу от греха, проклятия и смерти».

Задача катехизатора - помочь оглашаемым расстаться с ложными надеждами и обрести истинную веру. Если это удается, то у любого человека, всерьез пережившего обращение от неверия к вере во Христа, возникает множество вопросов. В.И. Якунцев рассказал об опыте катехизации в Преображенском братстве, в основе которого - ответы на подобные вопросы оглашаемых, а также помощь им в обретении опыта личной и церковной молитвы и исправлении жизни.

«Бог действительно начинает действовать в жизни этих людей. Происходит настоящее Божье чудо, - сказал В.И. Якунцев. - Сначала они испытывают невероятную радость от обретения пути. Через какое­-то время человек познает грех и собственную греховность и начинает жаждать Христа. И когда он крестится, если еще не был крещен, или обновляет крещальные обеты, то за его отречением от сатаны и сочетанием со Христом стоят конкретные вещи».

Декан богословского факультета СФИ Зоя Дашевская рассказала об опыте оглашения людей, имеющих аномалии душевно­физического состояния. Так, сроки оглашения тяжелобольных и умирающих могут быть предельно краткими, но важно, чтобы оно не ограничивалось «подготовкой к уходу», важно, чтобы человек мог встретиться со Христом здесь. Задача катехизатора - помочь человеку приобщиться к опыту личной и церковной молитвы, обрести благоговение, понимание святыни Божьей, понимание того, что такое смертные грехи, и отказаться от них (фрагмент доклада, касающийся оглашения людей с психическими заболеваниями, опубликован на с. 7).

На секции поднимался вопрос о мотивации самих священнослужителей, занимающихся катехизацией. Руководитель Центра имени свт. Димитрия Ростовского священник Александр Усатов (Ростов­-на­-Дону), отметил: «Если человек обратился ко Христу и помнит себя до этого момента, то он не может спокойно смотреть, как люди не молятся, живут в страхе, в плену невежества, суеверий и прочего духовного безумия».

Председатель Миссионерской комиссии при епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий Першин напомнил, что десятки миллионов человек в нашей стране крайне далеки как от опыта христианской жизни, так и от знаний о христианстве. Поэтому сегодня о приходящих в церковь людях, крещеных в младенчестве, но не живших по­-христиански, даже невозможно сказать, что они отпали от церкви: они просто были вне православной традиции. По мнению отца Димитрия, заслуживает внимания опыт католического движения Неокатехуменат, занимающегося катехизацией взрослых людей и ставящего задачу возрождения общинной жизни в церкви.

Говоря о воспитании детей, отец Димитрий указал на то, что детям важно научиться отдавать себя. Самое слабое место воскресных школ и аналогичных попыток воцерковления при помощи передачи определенных знаний или моделей поведения в том, что усваиваемое часто никак не связано с жизнью, считает священник.

Заместитель ректора Кузбасской православной семинарии священник Андрей Мояренко сказал о необходимости введения в учебный план семинарий курса катехетики и миссионерско­-катехизической практики. Подготовка будущих катехизаторов может проходить и дистанционно в тех учебных заведениях, которые имеют наибольший опыт в этой области, отметил отец Андрей.

На секции также выступили заведующий сектором катехизации ОРОиК Санкт­-Петербургской митрополии священник Димитрий Симонов, катехизатор Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре Сергей Рогунов, ответственный за молодежное служение храма Всемилостивого Спаса в Митино Роман Войтишко и другие.

Доклады и обсуждения показали, что краеугольный камень катехизической деятельности - это вопрос о норме церковной жизни. В оглашении нет схем, но есть внутренняя норма. И именно она определяет и цели катехизации, и ее длительность, и критерии готовности человека к крещению и ответственной церковной жизни.

Софья Андросенко

Информационная служба СФИ


Плату за крещение необходимо отменить

Священник Димитрий Симонов
Священник Димитрий Симонов

На семинаре «Приходской катехизатор - деятельность, подготовка, аттестация», проходившем 26 января в рамках Рождественских чтений под председательством ректора СПбДАиС епископа Гатчинского Амвросия, докладчики стремились поделиться практическим опытом, наработанным в тех нескольких учебных центрах, которые уже имеют опыт подготовки катехизаторов. Этот опыт сегодня особенно актуален: на недавнем пленуме Межсоборного присутствия по инициативе Святейшего патриарха шла речь о создании программы подготовки катехизаторов на уровне бакалавриата.

Об опыте Свято­-Иоанновских курсов рассказал ведущий семинара, епископ Амвросий. Курсы при СПбДА существуют уже около двадцати лет, однако их организаторы, по словам ректора академии, отдают себе отчет в том, что далеко не каждому выпускнику можно дать диплом катехизатора: кто-­то лишь заполняет пробелы в собственном начальном духовном образовании.

Нужно сказать, что вопрос об аттестации выпускников сейчас решен на общецерковном уровне: в конце минувшего года на заседании Высшего Церковного Совета были утверждены соответствующие документы, подготовленные ОРОиК. Комплект документов включал в себя также описание многоуровневой модели программы подготовки катехизаторов, которую можно использовать в различных епархиях. Где­-то курс займет около двух с половиной лет и составит 945 учебных часов, где­-то - гораздо меньше и будет проходить в форме регулярных семинаров. Обо всем этом подробно рассказали в своих докладах сотрудники Отдела Д.А. Туголуков и А.В. Ракушин.

Многие из докладчиков останавливались на проблемах, связанных не только с подготовкой катехизаторов, но и с их служением. Так, священник Димитрий Симонов, заведующий сектором катехизации ОРОиК Санкт­-Петербургской митрополии, с болью отметил, что люди, поставленные на это служение на приходах, часто не понимают, в чем оно состоит, не знают, о чем говорить, и даром теряют на абстрактные духовные рассуждения драгоценное время немногочисленных предкрещальных бесед. Многие беды «потемкинской катехизации», по мнению о. Димитрия, удалось бы преодолеть, если бы на 10 храмов, особенно в сельской местности, имелся бы один, где существовал бы настоящий центр подготовки к крещению. Однако это станет возможным только в случае исключения «финансовой составляющей». Докладчик предложил собравшимся обратиться к Архиерейскому собору с просьбой установить запрет на взимание денег за таинство Крещения - ведь не взимается же плата за таинства исповеди и причастия.

Подробно рассказал о типичных ошибках катехизатора священник Александр Усатов, руководитель Центра имени свт. Димитрия Ростовского (г. Ростов­-на­-Дону), отметивший как две основных крайности чрезмерный ригоризм (накладывание на оглашаемых «бремен неудобоносимых») и чрезмерный либерализм, доходящий до того, что крещаемый входит в новую жизнь со смертными грехами на совести - потому что об этом просто не зашла речь перед крещением. Он также предупредил об опасности чрезмерного упрощения («сюсюкания»), запугивания («апелляции к страху»), а также равнодушия, приводящего к формальному отказу в крещении неподготовленным людям без стремления вдохновить их и помочь им.

Священник Стефан Нохрин, руководитель Отдела катехизации Приамурской митрополии, рассказал о курсах повышения церковной грамотности сотрудников храмов, прежде всего тех, кто работает «за ящиком». Часто этим людям приходится выполнять и миссионерскую, и отчасти катехизаторскую функцию, ведь те, кто приходит в храм, обращаются к ним со сложными вопросами, на которые нужно уметь дать церковный ответ.

В.И. Якунцев, заведующий методическим центром по миссии и катехизации Свято­-Филаретовского православно­-христианского института, рассказал о преподавании катехетики в СФИ. «Как только обращаешься к Писанию, к опыту св. отцов, видишь, что это опыт многомерный», - сказал он. Однако, по его словам, это не набор разных подходов: этот опыт объединяют единые принципы. Очень важным, по мнению В.И. Якунцева, является полное единодушие и единомыслие катехизатора и приходского священника по поводу того, что такое воцерковление. Апеллируя к святоотеческому опыту, докладчик предостерег от ошибок неразличения миссии и катехизации, а также различных периодов катехизации. По его мнению, это принципиальные вещи, которые важно раскрывать и в большом, и в кратком курсе для приходских катехизаторов.

Подводя итоги семинара, епископ Гатчинский Амвросий вернулся к предложению об отмене платы за Крещение. Вспомнив вопиющий случай, когда священнику, отказавшемуся крестить младенца у нетрезвого родителя и некрещеной крестной (несмотря на их крики «Мы же заплатили за крещение! И за ресторан заплатили!») вынесли порицание на епархиальном уровне (мотивацией порицания было опасение: «Если родители пойдут и выше жаловаться, про нас скажут, что мы отказываемся крестить детей!»), ректор СПбДА отметил, что мысль о запрете взимания платы за крещение оправдана, но, несомненно, встретит сопротивление на самых разных уровнях современной церковной жизни.

Во многом продолжением состоявшегося разговора стал прошедший в том же составе участников семинар «Подготовка и распространение катехизических материалов». Показ священником Александром Усатовым слайдов с многочисленными видами приходских стендов и катехизических пособий сопровождался разговором о том, кто отвечает за подготовку материалов, а также оживленной дискуссией о целесообразности помещения изображений икон на раздаваемые в ходе миссионерской деятельности буклеты. Многие с болью вспоминали широко известную «миссионерскую» акцию Сретенской духовной семинарии по бесплатной раздаче Евангелия от Марка прохожим при входе в метро. Кто­-то лично видел урны, переполненные этим изданием. В ходе обсуждения выяснилось, что предлагаемые миссионерские издания снабжены предупреждением-­просьбой: не выбрасывать их, а принести, если они стали не нужны, обратно в храм.

Нужно сказать, что состав докладчиков на семинаре «Приходской катехизатор - деятельность, подготовка, аттестация» на секции из года в год почти не меняется. Это говорит не только о радостной тенденции оживления интереса к катехизации, но и о печальном факте: круг людей, занимающихся в различных епархиях катехизацией на серьезном профессиональном уровне, пока крайне узок.

Александра Колымагина

КИФА №2(156), февраль 2013 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования