gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
События и комментарии
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
2017-й год
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
Электронный ящик для сбора пожертвований в пользу тяжелобольных детей
Печать E-mail
11.01.2013 г.

Заостровье и раскольники

Раздел 1. Хронология публикаций в интернет-СМИ

 Продолжение. Раздел 2 >>

Заостровье

В течение последних пяти недель тема Заостровья (и связанная с ней тема Преображенского братства, духовным попечителем которого является священник Георгий Кочетков) заполонила интернет. Мы постарались для удобства читателей собрать здесь в хронологическом порядке все оригинальные публикации по этой теме, так как такого набора нет нигде, и ориентироваться в том, что происходит, довольно трудно. Мы не указываем отдельными пунктами перепечатки, даже если у них было иное по сравнению с оригиналом название или если статья давалась в сокращенном виде. После большинства ссылок указано общее количество перепечаток материала в СМИ, доступное при мониторинге (не учитывая перепечаток в блогах и на форумах, ссылки на которые собраны в 3-м разделе обзора).

Просим наших читателей не смущаться тяжестью и категоричностью обвинений, опубликованных в статьях «Русской народной линии». Конечно, любой человек, побывавший в Заостровье, сразу увидит, что это ложь; тот же, кто никогда там не был, вряд ли поверит, что приход, спокойно и плодотворно живший и возраставший в течение двадцати лет при покойном владыке Тихоне, вдруг в одночасье сделался гнездом ереси и раскола. Да и внимательное чтение статей, конечно, не может не показать, где правда, а где ложь. Просим всех в эти дни удерживаться от гнева, обиды и ненависти и не переходить пределов негодования на неправду. «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф 6:12). 

Содержание:

 

 


Статьи за период после 11.01.2013 (т.е. после снятия о. Иоанна Привалова с поста настоятеля и перевод в кафедральный собор "под надзор")

Хронология представлена «в обратном порядке», т.е. самые последние статьи стоят наверху. В связи с тем, что в последнее время появилось много публикаций, где ситуация в Заостровье является лишь предлогом или иллюстрацией для тех или иных построений авторов, мы напоминаем, что в списке ссылок располагаются прежде всего те статьи, которые напрямую связаны с Заостровьем, со свящ. Иоанном Приваловым и (бывшими) членами прихода.

 

22.02 12:44

на сайте Newsru.com опубликована новость  «Петиция в защиту священника Иоанна Привалова будет подана патриарху»

06.02

на сайте газеты «НГ-религии» опубликована статья «Заостровский инцидент»

05.02 22:19

на сайте информационного агентства «Беломорканал» опубликована новость «Александр Дворкин: Когда было язычество, тогда еще не было русского народа», рассказывающая не о язычестве и не о русском народе, а о мнении А. Дворкина по поводу Заостровья.

02.02

на сайте священника Георгия Кочеткова опубликовано интервью «О мире в Духе Христовом: Главные опасности в современной духовной жизни»

02.02

на «Русской народной линии» опубликована статья Александра Тимофеева «Сеанс с саморазоблачением»

1.02

на сайте Преображенского братства опубликован Официальный ответ Информационной службы Преображенского братства «По поводу сегодняшнего обращения Совета Архангельской епархии»: «Настоящим Информационная служба Преображенского братства заявляет следующее: в указанный в обращении Епархиального совета Архангельской епархии период времени на сайте ПСМБ.ру не публиковались никакие материалы, каким бы то ни было образом затрагивающие жизнь этой епархии».

1.02

на сайте Свято-Филаретовского института опубликовано сообщение Информационной службы СФИ  «По поводу Обращения Совета Архангельской епархии», где говорится: «Сегодня, 1 февраля, на официальном сайте Архангельской и Холмогорской епархии было опубликовано официальное Обращение Совета Архангельской епархии, касающееся информационной деятельности Свято-Филаретовского института. Настоящим Информационная служба СФИ заявляет следующее. На сайте Свято-Филаретовского института не публиковались никакие материалы, прямо или косвенно затрагивающие внутреннюю жизнь данной епархии».

1.02

на сайте Архангельской и Холмогорской епархии опубликовано «Обращение Совета Архангельской епархии по поводу клеветнической кампании, развернутой последователями о. Георгия Кочеткова»

31.01 14:32

на портале «Кредо.ру» было опубликовано интервью ведущего программы «С христианской точки зрения» Радио «Свобода»Якова Кротова (УАПЦ(о)): «Хочу пожелать кочетковскому братству: если уж свобода - так свобода, а не свобода в рамках дозволенной лояльности»

29.01 17:07

на портале «Кредо.ру» была опубликована заметка Андрея Дударева «Заостровское противостояние: пейзаж после битвы. Протод. Андрей Кураев, прот. Алексий Уминский, митр. Даниил Доровских спорят не с о. Иоанном Приваловым, а с миллионами замученных жертв ГУЛага...»

28.01 20:18

на сайте Newsru.com опубликована новость «Состояние здоровья опального священника Иоанна Привалова резко ухудшилось»

26.01

на сайте Change.org Русланом Лошаковым (г. Мурманск) опубликована петиция Святейшему патриарху Московскому и всея Руси: восстановление доброго имени уважаемого пастыря

21.01 11:46

в "Газете.ру" опубликована статья «Жертвы двух вертикалей», отчасти касающаяся ситуации в Заостровье

18.01

на сайте  Newsru.com  опубликована новость «После лекции Андрея Кураева библиотека в Архангельске отказалась от публичных мероприятий религиозной направленности»

9 перепечаток, в том числе Novostimira.com, Bible.com.ua, 7x7-journal.ru

17.01

на сайте Архангельской епархии опубликовано интервью митрополита Даниила «Я всех вас призываю к миру»

39 перепечаток, среди них «Православие и мир», ИА Православие на Северной земле, Богослов.ру,  Православие.ру, Русская линия, Благодатный огонь и др.

17.01

на сайте «Киевская Русь» опубликована статья Николая Эппле «Заостровский надлом»

17.01

на сайте «Русская линия» (не путать с РНЛ) опубликована статья «Протодиакон Андрей Кураев: От кочетковцев исходит запах тоталитарной секты», где приводится текст выступления, прежде опубликованного на ИА Православие на северной земле и РНЛ в формате видео с краткой сопроводительной заметкой.

2 перепечатки: Центр им. преп. Иосифа, игумена Волоцкого, Общественный международный фонд славянской письменности и культуры

17.01

на сайте РНЛ опубликована статья  Родиона Юрьева «Не надо загонять людей в угол, из которого нет выхода»

2 перепечатки: ИА Православие на Северной земле, Радонеж

Фрагмент из статьи: «Но мне вот что тут очень занимательно: эта «самость». Крепко сидит у них как раз то, что, кажется открытым своим трудом, своими «исследованиями Библии», как они их называют. Нам-то со стороны очевидно, что это не их «исследования», а им, «изнутри» процесса - нет... Мне кажется, что с этим надо бороться, но с очень большой любовью. Как-то нужно объяснить им, что, дорогие вы наши, мы с вами - православные христиане. И то, чем вы занимаетесь, во многом - очень хорошо, очень полезно. Читаете Пушкина, изучаете церковную литературу, делаете переводы, исследуете древние языки. Это не только интересно, полезно, назидательно, но и спасительно, и за это вам, - большой поклон и благодарность. Но кое-что нужно скорректировать, немного поправить».

17.01

на сайте «Ежедневный журнал» опубликована статья Бориса Колымагина «Что делать?»

5 перепечаток в том числе Religiopolis.org, Томск без формата, Яблоко Удмуртии, Subscribe.ru, Top100.rambler.ru

Статья заканчивается предостережением: «Сценарий разгрома  заостровского храма может быть применен и в других местах. Например, в Москве и Санкт-Петербурге, где немало пульсирующих приходов. Понимая это, некоторые умеренно мыслящие церковные деятели, например, прот. Алексий Уминский, предлагают начать диалог. Однако о чем вести диалог, кому и с кем, на какой площадке - вот в чем вопрос. Бывает ли диалог между «следователем» и «подсудимым»? Разве возможен спокойный и вдумчивый разговор (который только и можно назвать диалогом) в ситуации шельмования, травли, передергиваний?»

16.01

на сайте газеты «Правда Севера» опубликована заметка «То же самое. Но с любовью»

16.01

на официальном сайте Архангельской епархии опубликована заметка «В Сретенском храме Заостровья новый настоятель храма совершил первую Литургию»

заметку перепечатали сайт РНЛ, портал "Православие и мир", ИА Православие на Северной земле

16.01 13:11
на сайте ИА Эхо Русского Севера: новости Архангельска, публицистика, аналитика опубликована статья Должен ли публично каяться Отец Евгений Соколов, поспешно обвинивший отца Иоанна в ереси?

16.01 12:37

на сайте ИА Эхо Русского Севера: новости Архангельска, публицистика, аналитика опубликована статья Руки прочь от батюшки Иоанна!

16.01

на сайте ИА Православие на северной земле опубликована заметка «От них идет запах тоталитарной секты», посвященная выступлению протодьяк. Андрея Кураева в Архангельске (в заголовок вынесена цитата их выступления). К заметке прилагается видеозапись. Перепечатано на сайте РНЛ и еще 2 ресурсах

16.01

на сайте АПН (Агенство политических новостей) опубликована статья Бориса Колымагина «Иоанн Привалов: миссия под ударом»

2 перепечатки: Эхо Русского Севера (с заголовком «Cобытия в Заостровье можно оценить как неприкрытый наезд не только на о. Иоанна Привалова, но и на патриарха Московского и всея Руси Кирилла»), Новгород без формата

В статье рассматриваются причины произошедшего и возможные последствия.

«Сектоборец Александр Дворкин, ... многие контрмиссионерские подходы перенял в Америке у антикультистов. Теперь он их апробирует не только против сектантов, но и против своих же братьев-православных. Почему Дворкин видит в них конкурентов - понятно. Они занимают ту же нишу и мешают распространению его представлений внутри церковной ограды. Действительно, судиться с сектантами проще, чем приводить людей к вере, заниматься длительным оглашением», - пишет Борис Колымагин.

Статья завершается выводом: «Недоброжелатели о. Иоанна ставят в вину священнику даже то, что его посещали Ольга Седакова, Никита Струве, Сергей Юрский. Мол, это все для пиара. А между тем, именно благодаря таким усилиям и осуществляется реальная связь между религией и культурой, и провинция в каком-то смысле превращается в культурный центр. Об этом можно говорить долго. Речь о другом: на о. Иоанна наехали не только «новые старообрядцы», но и контрмиссионеры. Есть опасность, что вскоре атакам подвергнутся и другие миссионерские приходы в других епархиях. А у священников, готовых заниматься положительной миссией, опустятся руки.

Поэтому события в Заостровье можно оценить как неприкрытый наезд не только на о. Иоанна Привалова, но и на патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Миссия под ударом».

16.01

на сайте РНЛ опубликована статья свящ. Кирилла Михайлова «Черный пиар кочетковщины»,

8 перепечаток. Среди них ИА Православие на Северной земле, сайт домового храма св. прав. Иоанна Кронштадского при ПГУ (настоятель храма прот. Евгений Соколов), Радонеж

Автор статьи обвиняет в модернизме портал «Православие и мир» за публикацию на нём свидетельств Александра Архангельского, Сергея Юрского, Ольги Седаковой, Анны Шмаиной-Великановой о Заостровье

 

15.01

на сайте Архангельской областной Добролюбовской библиотеки опубликовано заявление

В заявлении, в частности, говорится: "На встрече с протодиаконом А. Кураевым, прошедшей 13 января в актовом зале библиотеки, на наш взгляд, в некорректной форме обсуждалась ситуация вокруг Заостровского прихода, что нашло отражение в последовавших публикациях в сети Интернет и бросает тень на доброе имя библиотеки.

...Сотрудничество библиотеки со Свято-Сретенским Заостровским приходом и его настоятелем отцом Иоанном Приваловым началось в трудные для России 90-е годы и всегда было направлено на формирование столь необходимой нашему обществу и во многом утраченной духовно-нравственной опоры, которая во все времена поддерживалась лучшими образцами русской культуры и ее яркими творцами. Мы считаем, что принятое в Архангельской епархии по отношению к Заостровскому приходу решение является сугубо внутрицерковным делом, которое мы не компетентны и неправомочны обсуждать. Но при этом вызывает недоумение и неприятие то, как это делается, и то, что сами представители церкви выносят конфликт на светскую территорию, действуя отнюдь не по христианским традициям. Негативно оценивая последствия, которые повлекла за собой встреча с протодиаконом А. Кураевым, прошедшая при большом стечении людей, мы видим опасность использования общественного пространства библиотеки, по существу, в антиобщественных целях.

Сложно было предусмотреть это на этапе приема заявки на проведение лекции известного миссионера на тему «Бог есть любовь». Учитывая данные обстоятельства и свою меру ответственности, библиотека вынуждена объявить мораторий на проведение открытых публичных мероприятий религиозной направленности в своем помещении, поскольку не разделяет и не принимает методы и технологии, используемые некоторыми служителями церкви".

15.01

на сайте Преображенского братства опубликовано заявление пресс-службы братства «Сретение» «О важности внутрицерковного диалога», в котором, в частности, говорится:

"В свете последних публикаций ряда нецерковных изданий (таких как РНЛ), направленных против Преображенского братства и его духовного попечителя, свящ. Георгия Кочеткова, нам кажется исключительно важной статья прот. Алексия Уминского, предлагающего решать проблему существования в церкви «разномыслий» путем конструктивного диалога. ...мы всегда были сторонниками ведения диалога по актуальным богословским проблемам, по которым в церкви существует широкий спектр мнений... Важно, однако, помнить, что для пользы церковной такое обсуждение требует особенного климата, который предполагает свободу высказываний при воздержании от оценочных суждений, когда предметом обсуждения оказываются лица, а не сами проблемы. Очевидно, что при всей благоприятности самого предложения сегодня мы чаще, чем хотелось бы, сталкиваемся с дефицитом готовности именно к такому диалогу. Остается вопрос и о возможной площадке для такого обсуждения.Со своей стороны заверяем о принципиальной приверженности идее конструктивного диалога, так как потребность в нем давно назрела".

15.01

на сайте Свято-Никольского храма г. Архангельска опубликована новость «Благочинный городских храмов, протоиерей Александр Козарик возглавил Воскресное богослужение в Сретенском Храме с. Заостровье Приморского района»

15.01

на портале "Киевская Русь" опубликована статья Ирины Пономаревой «Я из Заостровья, или Как пытаются преградить дорогу литургическому возрождению, создавая мифы о расколе»

(перепечатана на сайте газеты «Кифа» под заголовком  «Я из Заостровья: говорят свидетели защиты)

В статье приводится свидетельство главы епархиальной комиссии по богословским и богослужебным вопросам Архангельской митрополии, о. Александра Ковалева, что о. Иоанн Привалов ни в ереси, ни в расколе не замечен, а также свидетельства бывших прихожан заостровского храма, в том числе тех, кто участвовал в жизни прихода с 1975 года. Автором анализируется качество обвинений, прозвучавших в ходе преследования о. Иоанна, их достоверность и адекватность.

14.01

на сайте газеты "Кифа" опубликовано письмо в редакцию от архангелогородцев, рассказывающее о встрече с протодьяк. Андреем Кураевым (под заголовком "Нагайкой их.."). К письму прилагается видеозапись.

14.01

на сайте ИА православие на северной земле опубликована статья «Отец Андрей Кураев: Я против сектантского самопревознесения, гуруизма, тайных агап, догматических глупостей кочетковского катехизиса»

14.01

на сайте журнала "Нескучный сад" опубликована статья Михаила Зеленого "Противоречивое прошлое: оглашение у священника Георгия Кочеткова"

Перепечатана на сайтах Антимодернизм, Newsfiber.com

14.01

ИА Православие на Северной земле опубликовало статью протоиерея Евгения Соколова «Духовная жизнь должна проходить по правильным духовным законам»

Эта же статья перепечатана 16.01 на РНЛ под заглавием «Протоиерей Евгений Соколов: «Плоды тщеславия и гордыни взошли и расцвели во всей красе»

Главная мысль статьи: "Вы говорите, что вам больно из-за того, что из храма изгнана община? А нам было больно, что вы использовали в богослужении русский язык".

14.01

на сайте газеты «Кифа» опубликована архивная статья «Вас надо высечь, чтобы вы заплакали...». В ней своими воспоминаниями о проходившей почти 20 лет назад по инициативе прот. Владимира Воробьёва конференции «Единство церкви» делится один из членов её редакционной комиссии А.М. Копировский.

14.01

на портале «Православие и мир» опубликована статья «Протоиерей Алексий Уминский о Заостровском конфликте»

Перепечатано на сайте Архангельской и Холмогорской епархии, РНЛ и еще на 3 ресурсах.

Главный смысл статьи: причины событий в Заостровье связаны со свящ. Георгием Кочетковым. Необходимо устроить дискуссию, например, такую, как та, которую проводил о. Владимир Воробьев двадцать лет назад (судя по контексту, имеется в виду конференция «Единство церкви», хотя она и не названа прямо).

12.01

на сайте информационно-аналитического портала «Двинская земля» опубликована статья «Очередной священник стал жертвой реформ северного митрополита»

12.01

на портале «Православие и мир» перепечатан пост из блога протодьяк. Андрея Кураева «Миссионерские дилеммы». Позже этот же материал перепечатан ИА Православие на северной земле, а оттуда РНЛ и "Радонежем" под заглавием «Отец Андрей Кураев: Привалов просто разучился служить по-славянски и по уставу Церкви», а также ИА Беломорканал (Tv29.ru) под заголовком "Андрей Кураев высказался о конце «юрского периода» в Заостровье"и сайтом «Благодатный огонь» в составе комплексного материала.

В материалах РНЛ к самому посту (комментарий и к нему, и к обсуждению можно посмотреть во второй части нашего обзора, посвященной реакции в блогах, также за 12.01) добавлен монтаж из наиболее жестких и циничных комментариев дискуссии.

12.01

На сайте газеты "Кифа" опубликована заметка "Возможно ли уничтожить неведомое будущее"

перепечатана 3 ресурсами

12.01

на сайте ПСМБ опубликована заметка «Травля о. Иоанна Привалова продолжается»

перепечатана на Информационно-публицистическом портале «Двинская земля» под заголовком "Очередной священник стал жертвой реформ северного митрополита"

 


Статьи за период с 26.12.2012 (начало гонений на приход) по 11.01.2013  (снятие о. Иоанна Привалова с поста настоятеля и перевод в кафедральный собор "под надзор")

В этом блоке статьи представлены в "прямом" хронологическом порядке

26.12.2012, ~10:00

Русская народная линия (далее - РНЛ) опубликовала статью «Заостровский раскол».

Буквально через несколько часов её перепечатали сайты Православие.ру, Антимодернизм.ру, ИА Православие на Северной земле, позже - «Благодатный огонь» (в составе сводного текста «О сектантско-обновленческой деятельности священника Иоанна Привалова»); в целом перепечатки появились на нескольких десятках сайтов, из них почти 20 брали статью с сайта Сретенского монастыря Православие.ру.

Основной тезис статьи - «в Заостровском храме функционирует организация, полностью закрытая для посторонних, жестко контролируемая священником Георгием Кочетковым, негативно настроенная по отношению ко всем остальным чадам Русской Православной Церкви, пренебрегающая ее Преданием и фактически живущая по собственным, скрытым для внешних наблюдателей законам и правилам».

28.12.2012, ~10.30

РНЛ опубликовала интервью своего постоянного автора, руководителя Миссионерского отдела Архангельской епархии прот. Евгения Соколова «Община о. Иоанна Привалова должна принести покаяние в своей ереси ».           

Интервью было перепечатано практически тем же набором сайтов, что и первая статья, большинство перепечаток шло с сайта Сретенского монастыря Православие.ру.

Основная мысль интервью: «деятельность этой общины - это крайняя степень ереси. Община священника Иоанна Привалова, на мой взгляд, уже подошла к той границе, за которой возврат к Православию невозможен. И единственный выход для них - принести покаяние в своей ереси и возвратиться в лоно Матери Церкви. Хотя надежды остается все меньше и меньше. Для разрешения сложившейся ситуации недостаточно простого увещевания, необходимо принять административные, дисциплинарные, канонические меры».

28.12.2012, 10.41

На сайте «Регионы.ру» появилось письмо, озаглавленное: «Православное братство ответило «Русской народной линии». Письмо предварял врез: «После того, как Regions.Ru перепечатали материал «Проблемы церковной жизни: заостровский раскол», в редакцию поступило письмо от Воскресенского малого православного братства г. Москвы с просьбой опубликовать на нашем сайте их ответ на эту публикацию. Ниже приводим текст полностью».

Статья практически нигде не перепечатывалась.

Основной тезис письма, озаглавленного «Донос с обострением» - «РНЛ втягивает наиболее консервативно настроенную часть церковного и околоцерковного народа в опасные игры, угрожающие целостности Церкви.

Одна из партий этой игры, задуманная и осуществленная с недюжинным размахом, направлена против Архангельской митрополии, куда сотрудники РНЛ не поленились отправиться в командировку. Целью «церковной деятельности» антицерковного ресурса, решившего вмешаться во внутренние дела епархии, стал приход села Заостровье и его настоятель, священник Иоанн Привалов.

И о храме, и о священнике стоит сказать особо. Сельский приход, в течение многих лет организующий для своих односельчан и жителей близлежащего большого города встречи с такими людьми, как артист Сергей Юрский, певица Елена Камбурова, писатель Лидия Чуковская, редактор «Вестника РХД» Никита Струве, - явление в нашей церкви незаурядное. Авторитетный среди населения многочисленный сельский приход - тоже большая редкость. В Заостровском приходе Архангельской епархии воплощено и то и другое. Священник, решившийся двадцать лет назад, несмотря на кляузы, угрозы и сопротивление, поставить себе правилом то, что в последние годы становится, наконец, правилом для всей нашей Церкви - не крестить людей без подготовки, - заслуживает как минимум искреннего уважения. Вот против этого храма и этого священника и начала свою войну РНЛ, стремясь противопоставить приход епархии и прихожан друг другу».

28.12.2012, 16.30

На сайте «Ежедневный журнал» опубликована статья «О пользе «Русской народной линии», или Даниилова изморозь».

Статья перепечатана центром религиоведческих исследований «Религиополис» и еще несколькими сайтами.

Одна из главных мыслей статьи: «Невероятно, но, как по взмаху волшебной палочки, материал из маргинального СМИ, лишенного, напомним еще раз, церковного признания (читай, просто нецерковного и по духу, и официально), почти сразу же помещается на одном из самых рейтинговых сайтов «Православие.ру», претендующего на церковную респектабельность. Стоп, а это как объяснить? Только ли тем, что сайтом руководит «заклятый друг» о. Георгия Кочеткова и мастер пропагандистских кампаний архимандрит Тихон (Шевкунов)? Да-да, тот самый, который никогда не скрывал намерения уничтожить Преображенское братство о. Георгия за всякие там катехизации, богослужебные переводы и «насаждаемый дух открытости и евангельской свободы».

А вот это уже, похоже, не местный конфликт, а направленная большая кампания. «Православие. Ру» просто так материал скандального ресурса публиковать не станет, пусть и в разделе «мониторинг СМИ». Да еще во время работы очередного Синода РПЦ, да еще и перед предстоящим через месяц Архиерейским собором. О. Тихон со товарищи никогда не упускает возможности как раз в такое время организовать наезд на своих «идейных противников», он спуску «этим кочетковцам» никогда не давал и не даст. И мотив всегда был один: за чистоту идеологии - имперской, торжествующей, могучей. А определение «православный» теперь ко всему легко прилагается, хоть к физике, хоть к социологии. И тут такой подарок из Архангельска: известный единомышленник о. Георгия оказался под ударом правящего архиерея. Как же не порадеть, ведь совсем близка победа. Так прочь церемонии и вперед, на абордаж!  

И кто-то еще надеется, что у церкви с такими историями найдутся силы на духовное просвещение страны, на обновление образа Божия в человеке, на исцеление от душевных увечий, нанесенных всему народу авангардом пролетариата под руководством «великого вождя» и его «гениального продолжателя» дядюшки Джо?»

28.12.2012, ~22.00

РНЛ опубликовала статью «В Рождественский пост бес вертит не только мирянами, но и пастырями», перепечатанную «Радонежем». Автора статьи возмутило, что в ответ на обвинения, прозвучавшие в статьях РНЛ, появилась реакция в соцсетях, в том числе нелицеприятные высказывания в адрес раскольнической деятельности РНЛ от свящ. Андрея Дудченко, редактора православного портала «Киевская Русь».       

29.12.2012, 09.22

Cайт "ИА Православие на Северной земле" опубликовал интервью «Александр Дворкин: Движению «кочетковцев» нужно дать недвусмысленную церковную оценку».  

Интервью перепечатали РНЛ, сайт ИКЦ Св. Иринея Лионского, сайт ПСТГУ, «Благодатный огонь» (в составе сводного текста «О сектантско-обновленческой деятельности священника Иоанна Привалова»), сайт Сретенского монастыря Православие.ру и еще около 30 сайтов, из них более 20 - с сайта Православие.ру

В интервью перечислен стандартный набор обвинений, тиражируемый РАЦИРС в отношении Преображенского братства

29.12.2012, ~18.00

РНЛ опубликовала статью «Заостровский раскол-2. Кочетковцы наносят ответный удар» .   

Перепечатано сайтами: ИА Православие на Северной земле, Inright.ru (с заголовком Приваловские раскольники), Ezoterik.org, Православие.ру. Еще 20 сайтов взяли статью с «Православия.ру»

В статье жестко осуждаются ответы на первые материалы РНЛ, появившиеся в СМИ и в соцсетях.

31.12.2012, 12.42

На сайте Newsru.com  была опубликована новость «Сайт, выступающий под девизом "Православие. Самодержавие. Народность", обвиняют в попытках сеять раскол».

Перепечатана 10 сайтами.

Основной тезис: «В то время как патриарх в своих последних выступлениях подчеркивает важность единства Русской православной церкви, информационно-аналитическая служба "Русская народная линия" ("РНЛ"), выступающая под девизом "Православие. Самодержавие. Народность", втягивает наиболее консервативно настроенную часть церковного и околоцерковного народа в опасные игры, чреватые расколом».

03.01.2013

РНЛ опубликовала статью «Адепты этого раскола во всем подобны Валентинианам и Маркианам», перепечатанную сайтом ИА Православие на Северной земле.   

03.01.2013

Сайт «ИА Православие на Северной земле» опубликовал статью иеромонаха Даниила (Плотникова) «В борьбе против Архангельской митрополии кочетковцы объединились с врагами Церкви», перепечатанную на РНЛ.

 

В статье обсуждается письмо А.И. Шмаиной-Великановой, опубликованное в блоге О.А. Седаковой в социальной сети Facebook.

 

04.01.2013

РНЛ опубликовала ёрническое стихотворение иеромонаха Романа (Матюшина), связанное с дискуссией.

04.01.2013

На сайте поэта Ольги Седаковой опубликовано её размышление «О Заостровье, об отце Иоанне Привалове, о том, что разрушается с разрушением Заостровского Сретенского братства», широко разошедшееся по социальным сетям.

«Я еще не знала тогда о той системе катехизации, которая разработана о.Георгием Кочетковым и проводится уже больше 20 лет, - пишет О.А. Седакова, вспоминая о своей первой поездке в Заостровье. - Проходил ее и сам о. Иоанн, и все, кого я встретила в Заостровье. Если бы я знала, меня бы все увиденное, вероятно, не так поразило. Позднее мне приходилось встречаться с другими общинами-братствами - в Твери, в Воронеже, в Питере, в Тульской молодой общине, с которой у о. Иоанна была особенно тесная связь. И везде я видела тот же эффект катехизации: по-настоящему изменившиеся люди, которые совершенно ясно понимают, что несовместимо с христианской жизнью.

 Отступая от рассказа, позволю себе заметить: этот удивительный труд реального воцерковления (одновременно очеловечивания) человека, который уже принес столько плодов по всей стране - разве это не самое важное для нашей Церкви сейчас? Разве те, кто разработали эту систему, опираясь на опыт раннехристианских времен, не достойны самой глубокой благодарности? Ведь катехизатору в современной России приходится работать даже не на земле старого язычества, а на земле, отравленной страшной идеологической обработкой советских десятилетий. Кто учитывает эту антропологическую катастрофу, которая у нас произошла? Боюсь, всерьез и системно только те, кого презрительно именуют «кочетковцами». У них нужно было бы учиться. Но получают они от своих православных собратьев (которым и самим неплохо было бы пройти хотя бы начало этого вводного курса) только обвинения и злобу. И одни и те же обвинения - в ересях и сектантстве, в том, что они «противопоставляют себя всей остальной церкви».

Первый раз, покидая Заостровье со всеми драгоценными подарками этих вместе проведенных дней, я чувствовала, что покидаю какой-то «иной мир» - но не заповедник святого прошлого, как мы привыкли думать, а скорее, рассадник будущего. Никогда у меня не было такого ясного чувства, что Россия будет жива, что возможно чистое, умное и человечное будущее на наших просторах. Вот это теперь и разрушается с разрушением Заостровского Сретенского братства.

С кем-то из гостей Заостровья мы обсуждали, как сказочно звучит это название - Заостровье. Но сказочно иначе, чем Град Китеж: не как ушедшее на дно прошлое, но как неведомое будущее».

9.01.2013

на сайте РНЛ была опубликована статья «Заостровский раскол-3: Кочетковцы продолжают информационную войну против «Русской народной линии»

Основная мысль статьи - негодование на то, что на сайте «Newsru.com» опубликована новость о раскольнической информационной кампании, развязанной  РНЛ, а также подозрение в том, что все материалы в защиту заостровского прихода написаны четой Колымагиных.

Статья перепечатана сайтом ИА Православие на Северной земле.

11.01.2013 ~ 19.00

На РНЛ опубликована статья «Игумен Феодосий (Нестеров): В общинах отца Георгия Кочеткова нас поражала чудовищная ложь»

На ночь с 11 на 12 января статья перепечатана сайтами ИА Православие на Северной земле, Благодатный огонь, Радонеж, Антимодернизм и еще 4 сайтами

В статье от имени игумена Феодосия, руководителя епархиального отдела по взаимодействию с казачеством Архангельской епархии, (сослужившего несколько раз в заостровском храме с о. Иоанном Приваловым и доброжелательно говорившего прихожанам «я не против русского языка,  просто у меня другой путь» - ред.), повторяется набор обвинений, озвученных в предыдущих статьях. Кроме того, предъявлены обвинения в адрес свящ. Иоанна Привалова, свящ. Георгия Кочеткова и Преображенского братства в лжи, гордыне, свободе и смелости, в использовании социальных сетей (где их «защитники и соратники распространяют клевету на священников и правящего архиерея Архангельской епархии, не гнушаясь подлой ложью, оскорблениями и угрозами»), а также в том, что служением на русском языке о. Иоанн Привалов якобы нарушил священническую присягу.

Впервые происходящее разрушение заостровского прихода прямо называется инициативой правящего архиерея, митрополита Даниила, и заверяется, что практически все духовенство епархии «готово мужественно поддержать» его в этом начинании.

11.01.2013

на сайте Архангельской и Холмогорской епархии опубликована новость «Совет Архангельской епархии рассмотрел ситуацию, сложившуюся в Сретенском храме села Заостровье»

На 15.01 - 374 перепечатки. В том числе новость перепечатана сайтом «Православие и мир» (параллельно с публикацией свидетельств о Заостровье, см. ниже), сайтом РНЛ (с "торжествующим" заголовком "Заостровский раскол преодолен" и комментарием, называющим решение исключительно милосердным)

Основной смысл новости: прошло расширенное заседание Епархиального совета. Участие в совещании приняли 20 священнослужителей. По их словам, духовенство епархии глубоко скорбит «о тех нестроениях, которые на протяжении многих лет вносит в духовную жизнь своими церковными нововведениями последователь учения отца Георгия Кочеткова иерей Иоанн Привалов», в течение тринадцати лет совершая это вопреки запрету правящих архиереев.

Отец Иоанн назначен клириком Свято-Ильинского кафедрального собора «под особое пастырское попечение» его настоятеля, духовника епархии протоиерея Владимира Кузива.

11.01.2013

на сайте «Православие и мир» опубликована подборка под заглавием «Заостровье: Cвидетельства»

Перепечана сайтом Я.ру

Среди свидетельств «тех, кто был и видел своими глазами», свидетельства четырех человек. Два свидетельства - Ольги Седаковой и Анны Шмаиной-Великановой - уже встречались в этом обзоре.

Свидетельство журналиста Александра Архангельского формат позволяет нам привести здесь полностью:

«Когда я узнал об отце Иоанне Привалове? Задолго до того, как мой старший друг и коллега Жорж Нива съездил к нему в Архангельск и с сентиментальной трезвостью рассказал о том, какие бывают православные священники и как многому можно у них научиться.

Еще в середине 90-х, на какой-то конференции ныне покойный академик Сергей Сергеевич Аверинцев обмолвился о разговоре с молодым священником, тонко понимающем богослужение; речь шла о том, что трудно придется этому священнику - только потом я сообразил, что речь шла об отце Иоанне Привалове; тогда был первый приступ доносительной ярости на всех, имеющих дерзость служить по-русски, даже сборник какой-то вышел против ереси русификации.

Потом на каком-то полулюбительском диске мне попалось интервью, которое берет отец Иоанн у Сергея Сергеевича; вроде бы ну интервью, и интервью: мало ли мы их видели? А это запомнилось. Не только ответами, но и тоном вопросов - спокойным, смиренным, без выпячивания себя. Собеседник впитывал размышления великого ученого, как губка; он не себя подавал в кадр, а осознанно НЕ МЕШАЛ Аверинцеву проговорить важные вещи.

И потом, уже повстречавшись с отцом Иоанном в Москве, я с радостью понял, что этот «образ под камеру» ничуть, ни единым зазором, не отличается от образа - реального. Таков этот человек и священник, спокойный, смиренный, умный, твердый в вере и мягкий в чувствах. Побольше бы таких - может, и мы были бы получше».

Из развернутого свидетельства-размышления Сергея Юрского мы приводим здесь лишь небольшую часть:

«В XIX веке в России мыслящая часть общества всё больше расходилась с Церковью, ставшей окончательно официальной и государственной. На рубеже с веком ХХ обе стороны попытались войти в диалог. Было нечто вроде собора мнений, началось многотомное издание докладов, статей, опытов с двух сторон. Примирения не находилось, и Победоносцев закрыл прения, остановил издание - слишком опасно. Чем это кончилось через полтора десятка лет, нам всем известно.

Храм Сретенья в Заостровье привлёк  многочисленную паству из близлежащих  больших городов - Архангельска и Северодвинска. Это довольно особенный  слой людей. «Ты сам, Владыко,... сподоби мя  истинным Твоим светом и просвещённым сердцем творити волю Твою...» - слова из часто повторяемой молитвы святого Макария Великого. Эти люди шли с верою к свету и хотели просвещать своё сердце. И сам о. Иоанн наглядно становился всё более просвещённым человеком с непрерывно расширяющимся кругозором. Вглубь - через писания святых отцов и богословские труды, вширь - через общение с культурой, с биением сегодняшней мысли. Два имени витали постоянно, во многом определяя темы общения - Александр Солженицын и Сергей Аверинцев. Оба имени столь значимые для современной России. Поэтому сюда, в сельский Храм приехал профессор Жорж Нива из Франции, автор одной из интереснейших книг о Солженицыне, чтобы вместе помолиться и прочесть лекцию о великом сыне России. Поэтому здесь побывала и осталась в постоянном общении с о. Иоанном Ольга Седакова - выдающийся филолог, философ и поэт нашей страны.  Храм стал не чужим для замечательной писательницы Елены Цезаревны Чуковской. Здесь выступала яркая индивидуальность нашей сцены - певица Елена Камбурова.

Не раз на моих выступлениях я  видел в первых рядах священнослужителей, и это меня крайне радовало. Была памятная для меня встреча и беседа с епископом Архангельским и Холмогорским Владыкой Тихоном, ныне покойным. Мы встречались в его резиденции. В последний мой приезд (сентябрь 2012) среди зрителей в рясе и с крестом на груди был один о. Иоанн. Я узнал,  что в руководстве епархии к о. Иоанну появились претензии, и что они нарастают. Друзья сообщили мне, что критике подвергается само служение о. Иоанна, его самоотверженная и результативная деятельность, как священника, что даже возможен церковный суд над ним.

Что происходит? Я и всё сообщество моих друзей крайне встревожены. Если это расхождение взглядов по частностям, то возможно обсуждение. Отсюда моя  надежда. Если же это окрик, как наказание  за инициативу, много лет приносящую благотворные плоды, то это беда».

 


Другие статьи по теме:

Заостровье и раскольники. Раздел 2. Хронология публикаций и личных свидетельств в блогосфере

Заостровье и раскольники. Раздел 3. Перепечатки статей, опубликованных в СМИ

Обновляемая on-line публикация GazetaKifa.RU

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования