gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Тверь arrow Тверская митрополия 1991-2012 гг. Путь от несвободы к свободе и обратно
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
События и комментарии
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
06.11.2012 г.

Тверская митрополия 1991-2012 гг.

Путь от несвободы к свободе и обратно

«Русские люди в массе своей христиане поверхностные,

а потому не соответствуют великому апостольскому

предназначению, возложенному на них Богом».

Архимандрит Макарий (Глухарёв)

Историю жизни целой епархии за двадцать лет описать очень трудно. Надо понять, что в ней наиболее показательно. Важнейшим критерием является миссия. Церковь без миссии - противоречие в терминах. Если миссия отвергается, то это является не только уклонением от исполнения долга, но и самоотрицанием. Как же устраивалась миссия в Тверской епархии, и каковы плоды деятельности по свидетельству о Христе и Его церкви?

 

Часть I. Миссия в Тверской епархии с 1991 по 2002 год

Восстановление храмов

К 1991 г. в Тверской епархии было 55 действующих храмов и ни одного монастыря. К концу 2002 г. монастырей стало 11, а приходов - 194. В эти годы восстановление храмов было ярким свидетельством о Боге и церкви в нашей стране. Это было настоящим миссионерским делом. Протопресвитер Виталий Боровой вспоминал: «Мы начали с самого главного и важного - восстанавливали храмы и монастыри, налаживали богослужение и нормальное пастырское попечение о верующих. Без этого церковь не является церковью. Основа у нас есть».

Можно вспомнить картину, когда люди, проходя мимо храмов с восстановленными крестами, останавливались и крестились. Это был первый шаг в миссии, сила которого была обусловлена особым историческим моментом в стране. Появились ли вслед за ним другие усилия в свидетельстве на открывшемся поле миссии, которым стала вся наша страна, в том числе и город Тверь?

 

1988 г. - празднование 1000-летия Крещения Руси.

Масштаб события породил специальное заседание Епархиального совета, на котором архимандрит (ныне митрополит) Виктор представил программу проведения юбилея в Калининской области. В остальном инициативу в устроении событий, в которых могла быть миссионерская направленность, проявляли светские органы - горисполкомы и советские общественные организации. Именно они организовывали круглые столы, пресс-конференции и праздничные встречи, посвящённые юбилею. Особенно это касалось организации встреч в епархии с представителями иных конфессий и иностранных гостей города. Сохранившиеся документы зафиксировали рекордное количество межконфессиональных встреч, участие тверского духовенства в Марше мира, приёме многочисленных протестантских делегаций. Интересным является свидетельство об участии архимандрита Виктора в Марше мира в США, его встречах с представителями буддизма, мэрами городов, с деловыми кругами Америки, которые, по словам будущего тверского архиерея, были «полезны и интересны».

 

Миротворческая деятельность

В это время абсолютно отсутствует антисектантская тема и, наоборот, много экуменических контактов. Всё это объясняется стремлением советского руководства быстро изменить имидж страны через открытость и способность к диалогу. Сквозная тема этого времени - «миротворческая деятельность» (вместо миссионерской). Протопресвитер Иоанн Мейендорф писал об этом явлении как о секулярном откровении, когда христиан призывали «прислушиваться к миру». Эта проблема «секулярного» откровения перетекла и в постсоветский период, когда тема борьбы за мир сменилась антисектантской темой.

 

Пропаганда православия

В 1992 г. епархиальное управление начинает «пропаганду православия», что говорит о явном миссионерском намерении, хотя и выраженном советским идеологическим языком. Уже тогда, в 1992 г., проявились признаки организованного подхода «пропаганды православия» в устроении радиопередач, освящении предприятий, встреч на заводах и в учреждениях, факультативных занятий со студентами и школьниками. Но это было усилие одиночек, а не линия епархиального управления, публичная деятельность которого была больше «оборонительной», чем «наступательной». Самой активной и ставшей действительно известной акцией тверской епархии стала угроза «анафематствования всех организаторов, покровителей и участников сатанинского шоу», предполагаемого «Бала сатаны» 7-12 февраля 1992 г., и аналогичное по сути, но более мягкое по тону увещевание организаторов конкурса обнажённого тела «Тверская натура-92». Важность этих событий для будущей организации миссионерской деятельности заключается в том, что впервые после падения советской власти голос церкви звучал обличительно и опирался на небольшую прослойку мирян, объединённых в Комитет защиты духовности, нравственности и культуры Тверской земли, Российский патриотический клуб «Отечество».

Патриотический клуб
Российский патриотический клуб «Отечество». Тверь, начало 1990-х гг.
 

Братства или администрация?

Примечательным событием этих лет стала попытка возрождения православного братства св. Михаила Тверского, основанного ещё в 1884 г. и прекратившего своё существование после октября 1917 г. В опубликованных в 1993 г. целях и задачах возрождаемого братства слово «миссия» отсутствовало, но вектор, направленный на повышение роли и ответственности мирян, был взят правильно. Однако дальнейшего развития отношения епархии с братством и общественными организациями не получили, и епархиальное руководство стало опираться на другого влиятельного партнёра будущей миссионерской деятельности - власть.

Именно тогда епархиальное руководство впервые стало использовать административный ресурс. Так, 5 ноября 1991 г. на встрече с главой администрации области был поднят вопрос о «противодействии поддержке и содействию, оказываемым влиятельными местными кругами, в том числе и близкими к администрации, прозападным деятелям псевдокультуры и инославных конфессий, гастролирующим в нашем крае и стремящимся обрести здесь опору для расширения своего тлетворного влияния». Особое внимание было обращено на проникновение в Тверской государственный университет мунистов, «бесстыдно использующих свои неограниченные финансовые возможности для опутывания преподавателей и заманивания студентов». Важным событием этого времени стало учреждение при газете «Православная Тверь» информационно-аналитического центра святителя Марка епископа Ефесского. Создание центра было осуществлено после участия представителей епархии во Всецерковном семинаре «Тоталитарные секты в России».

В 1997 г. редакция журнала «Тверские епархиальные ведомости» и газета «Православная Тверь» с информационно-аналитическим Центром св. Марка Ефесского были введены в систему органов епархиального управления, но отдельной структуры или ответственного лица так и не появилось. Это было странно, ибо о миссии говорили в церкви, готовились материалы по составлению Концепции миссионерской деятельности. Характерно, что по другим направлениям церковной работы в структуре епархиального управления всё же появляются ответственные лица. Так, ответственным за церковное служение в Вооружённых силах стал протоиерей Павел Сорочинский, ряд клириков начинают отвечать за пастырскую деятельность в исправительных учреждениях МВД. Об общекультурном уровне отдельных «ответственных» можно судить по фрагменту из отчёта священника Константина Голубева, который осуществлял «пастырское служение» в исправительном учреждении МВД ОН-55/9 в п. Монино. Описывая свои успехи в строительстве храма, проведении бесед, исповедования и причащения осуждённых, о. Константин упоминает библиотеку, которая пользуется читательским спросом и периодически пополняется. Священник писал: «Одновременно можно сказать о встречающейся у осуждённых неправославной религиозной литературы, которая неведомыми способами попадает в зону (в основном, протестантов)... Есть литература и необновленческая (Кочетковская). Когда я встречал эту беллетристику, с согласия осуждённых изымал её для последующего уничтожения». Вот так, за несколько лет до знаменитого екатеринбургского сожжения книг, скандально прогремевшего на весь мир, скромный тверской батюшка тишком делал то же самое.

 

Итоги первого десятилетия

Анализ деятельности Тверской епархии за это десятилетие позволяет сказать о том, что после 1991 г. миссионерская деятельность не имела руководящего центра и организационно никак себя не выявила. И это несмотря на то, что в 1995 г. была принята «Концепция возрождения миссионерской деятельности», которая своей задачей ставила призвать «всех верных чад нашей Церкви на путь Православного свидетельства». Соответственно, не было предпринято никаких шагов по организации миссионерской деятельности в самой епархии. В 1990-е гг. недостаток управленческих решений в области миссии отчасти компенсировался активной позицией православных мирян, которые могли бы стать, согласно решениям Собора 1917-1918 гг., опорой в миссионерской деятельности возрождающейся Церкви. Но этого сделано не было, как не было чёткого представления о том, что такое миссия, чем она отличается от катехизации и религиозного образования. Оставались сильными представления о нашей стране как о Святой Руси, которая «просвещена светом истинной православной веры». Тверскому священству ещё предстояло пережить разочарование в этой «природной православности» тверичей, так же как это было пережито духовенством накануне Собора 1917-1918 гг.

Церковные силы епархии проявили минимальную способность к самоорганизации и организации верующего народа. Способность к организации и инициативу проявило светское общество, которое предложило адекватные формы деятельности: комитеты, советы, общества, клубы. Церковные силы присоединялись и поддерживали то, что на религиозной волне возникало в обществе. Только одно направление, имеющее отношение к миссии, обнаружило признаки структуризации. Это антисектантская тема, которая стала занимать не подобающее по своим задачам, слишком значительное место. Кто инспирировал именно эту тему в качестве основной и кто способствовал быстрой её институализации - тема отдельного исследования.

Мария Лавренова

(Продолжение следует)

Региональная вкладка  «Этимасия. Вести из Тверской митрополии»

КИФА №13(151), октябрь 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования