gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Богословие – всеобщее призвание arrow Искусство быть cчастливым. Доклад Ирины Вернудиной (Киев) на конференции «Амвросиевские чтения»
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
События и комментарии
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
31.10.2012 г.

Искусство быть cчастливым

Итальянский православный приход святителя Амвросия Медиоланского (Милан) уже пятый год выступает организатором международной конференции «Амвросиевские чтения». В этом году ее тема - «Христианское свидетельство в современном секулярном мире». В течение трех дней работы конференции (9- 11 сентября) прозвучало более 20 выступлений на самые разнообразные темы (Свято-Филаретовский институт на конференции представлял проф. А.М. Копировский с докладом об этюдах к «Реквиему» («Уходящей Руси») художника Павла Корина). Все размышления объединял вопрос - как свидетельствовать о Воскресении Христа в секулярном мире? Поверхностное знакомство с христианской символикой и культурой, часто ничего не открывая людям о сути христианства, создает ложное ощущение его понимания. Современное общество стремительно дехристианизируется и ставит порой куда более трудные вопросы, чем мир дохристианский. Участники конференции вспомнили слова протопресвитера Александра Шмемана о том, что секуляризация есть не столько отрицание Бога, сколько «отрицание человека как существа поклоняющегося - homo adorans, того, для кого поклонение - это основной акт, который определяет его человеческую природу и осуществляет ее». Поэтому в работе «Богослужение в секулярный век» Шмеман писал о необходимости перенести акцент с отношений человека с Богом на отношения человека с миром, жизнью, которые должны быть преображены и приведены к Богу.

Мы публикуем в незначительном сокращении один из прозвучавших на конференции докладов.

* * *

Image
Сотворение Адама. Фрагмент фрески Микеланджело
 

Смысл бытия для человека во все времена составлял едва ли не самую значимую жизненную ценность. Осознание самого себя неизбежно направляет личность на поиск природосоответствующих внутренней «Я-концепции» смыслов. Переживания осмысленности собственной жизни определяет вектор становления личности и способы её самовыражения. «Смысл жизни» - не только личностная проблема, но и научная, которая рассматривается многими гуманитарными дисциплинами в структуре общего «человекознания»: этикой, культурологией, психологией, философской антропологией, религиоведением. В связи с этим наука предлагает значительное число вариантов: гедонистический смысл жизни (стремление к удовольствиям, наслаждениям), конформистский (приспособленчество), альтруистический (бескорыстная забота о благе других), социально-творческий, социально-демографический, лидерский, игровой, религиозный. В современном мире актуальными становятся также эгоистичный, прагматический, престижный смыслы жизни... Выбор всегда за нами.

Максимально ёмкое объяснение психологического феномена «смысл жизни» принадлежит Ф.М. Достоевскому: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его были всё хлеба...» («Братья Карамазовы»). Существование абсолютно бессмысленное для человека хуже, чем сама смерть.

Потребность свободного саморазвития и сохранения собственной индивидуальности, гармонизация отношений с миром и с самим собой, постижение духовных ценностей и владение социально значимым материальным продуктом являются, пожалуй, универсальными потребностями каждой личности. При этом самая длинная дорога в жизни - дорога к себе. По ней человек идет, преодолевая стереотипы, вызовы современности, процессы социального и государственного принуждения, утверждает своё понимание смысла жизни, то есть - творит себя.

В процессе самоорганизации человек приобретает и переживает много новых свойств и состояний. Переломные моменты в жизни, или так называемые «точки бифуркации», не дают точного ответа, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие личности. Часто человек колеблется в выборе того или иного пути: эволюционного, хаотичного или более организованного; упрощенного, замедленного или скачкообразного и прогрессивного. Любой этап жизненного перелома обнажает скрытые резервы и возможности человека, его потенциальные внутренние ресурсы. Пиковые переживания личности всегда являются продуктивными и позитивными, поскольку дают возможность человеку преодолеть границы собственного «Я», приближают его к раскрытию и пониманию своей истинной сущности. Переломные, кризисные этапы жизни сигнализируют о наступлении периода дальнейшего самосовершенствования, предоставляют шанс для настоящей, глубинной самореализации.

Сегодня социализация личности происходит в условиях поликультурного и мегаинформационного пространства, что обуславливает множество взаимосвязей, вариантов развития, их разнородность. Но тем не менее каждое время на свой лад задает один и тот же вопрос: что нужно человеку для счастья?..

Жениться на девушке своей мечты или получить огромное наследство, уединиться в загородном доме с бассейном вдалеке от суеты и проблем или воплотиться в детях, воспитав их достойными людьми, иметь отменное здоровье или добиться славы, признания, успеха... Шесть миллиардов людей живет на планете, и у шести миллиардов сердец свое понимание любви и счастья. Но во всех возможных интерпретациях есть одна общая стержневая идея: жизнь удалась, считают многие, когда я смог добиться успеха, достичь желанного. А для этого, как всегда, нужны деньги, и денег всегда мало. И человек остается неудовлетворённым и несчастным, потому что упорно добивается не того, к чему призван стремиться.

Неудовлетворенность жизнью - это, наверное, вечная тема, которая пронизывает едва ли не все социальные, политические, экономические взаимоотношения человечества. Даже просто поболтать друг с другом интереснее всего бывает о том, что зарплата маленькая, что налоги «достали», а правительство вообще жить не даёт. И в целом всё кругом не так, как должно быть. Но человеку всегда мало не оттого, что он не умеет рационально использовать денежные средства. Просто сам человек по своей сути - иррационален, нематериален. Его состояние неудовлетворённости - от предчувствия иного источника смысла жизни... Царство Божие внутри вас есть, написано в Евангелии от Луки (Лк 17:21). Не может человек легко достичь на земле того, к чему призван Творцом. Потому, наверное, ни деньги, ни успех, ни карьера не могут успокоить мятежной человеческой натуры...

«И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи и тело - одежды... Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?» (Лк 12:22-25). Господь этими словами не призывает отречься от мирских повседневных забот, Он просит человека не потерять себя в повседневности. «Не заботьтесь» в более точном переводе с греческого звучит как «не терзайтесь», то есть не страдайте понапрасну.

Естественное стремление человека улучшить своё материальное положение в мире Господь не осуждает, Он предлагает правильно ставить акценты. Успех, деньги, положение в обществе - всё это сопутствующие явления, как выхлопной дым из трубы работающего автомобиля. Но не для дыма работает двигатель, а чтобы возить людей или грузы. И не для успеха, не для того, чтобы обязательно быть лучшим, стоит человеку трудиться, а для того, чтобы найти себя и стать счастливым в своём призвании. И все, что «приложится вам», не должно становиться самоцелью, довлеть над волей человека, всё это есть лишь средство достижения изначального глубинного смысла. Насколько человек реализует свой жизненный потенциал, свои внутренние ресурсы - настолько и сможет чувствовать себя счастливым. Говоря словами Антуана де Сент-Экзюпери, «человек есть то, на что он себя потратил».

Известный христианский мыслитель IV в. пресвитер Руфин писал: «Не может множество конечных целей удовлетворить бесконечные стремления духа». Человек, как утверждал блаженный Августин, имеет иное предназначение: «Ты, Господи, сотворил нас со стремлением к Тебе, и не может успокоиться душа, пока не достигнет Тебя». И если нечто другое, кроме веры, попадает в хрупкие сосуды духовного организма человека, то он портится, как автомобиль, в который залили некачественный, разбавленный бензин. Человек представляет собой много больше, чем он сам о себе думает.

И неминуемо возникает вопрос: а готовы ли мы платить за свои мечты полной мерой? И в какой степени наши мечты нам навязаны? Уже несколько десятилетий мы живем в цивилизации, ставящей превыше всего славу, деньги, власть, сумевшей убедить очень и очень многих, что именно это и есть истинные ценности, к обладанию которыми надо стремиться. Но людей удовлетворить невозможно. Те, у кого мало, хотят, чтобы стало много, а у кого много, хотят еще больше. Получив еще больше, они еще острее желают быть счастливыми, и это напоминает бесконечный бег по кругу. Человек, хочет он того или нет, - живёт не просто для жизни, а всегда для чего-то...

Сегодня универсальным ключом к получению первичных удовольствий являются деньги, а идеология успеха обозначает не что иное, как зарабатывание денег и стремление к выгоде. Культ коммерческого успеха сфокусирован на получении прибыли с наименьшими для этого затратами. Мы - общество потребителей. Стремление привить нашим детям культ успешности вместо идеалов познания и гармоничного, толерантного развития, любви к родине и своей культуре, пренебрежительное отношение к христианским ценностям - деструктивная, позорная страница нынешнего времени. На самом деле, «идеология успеха» - это идеология «проедания» в мировом масштабе, идеология выхолащивания жизненных ориентиров. Это культурный вирус, который замахнулся на честь и достоинство личности.

Поэтому сегодня нам особенно необходимы те, кто не продаётся, кого не искушает обманчивое шуршание денег. Люди, живущие не по «типовому» проекту, а по индивидуальному, которые не боятся проблем и трудностей, кому интересно жить. Осознав свои истинные желания, они способны решиться на кардинальные изменения в жизни как личной, так и профессиональной. Такие люди находятся в постоянном развитии, что априори требует значительных волевых усилий. Им не столь важно, что думают о них другие и как соотносится их самоощущение с общественными стереотипами успешности и престижа, - они способны создавать свой собственный мир и мир вокруг себя.

 Быть автором своей жизни означает не только следовать личному проекту, а, прежде всего, брать на себя ответственность за свои действия и их последствия, не сожалеть о том, что сделано, и относиться к неудачам как к источнику собственного опыта. Известна мудрость: чтобы избегать ошибок, следует набираться опыта; чтобы иметь опыт, нужно совершать ошибки. И, как ни странно, у людей дела степень удовлетворенности жизнью значительно выше.

Искусство быть счастливым включает в себя еще один редкий дар: способность жить «здесь и сейчас», в настоящем моменте, не жалея о прошлом и не чувствуя постоянной тревоги о будущем. В конце концов, счастье - это горе, которое нас не коснулось. И ещё - смелость быть собой, жить собственной жизнью, а не навязанными социальными стереотипами, идеологическими установками, мнением окружающих.

Киевский социолог, психолог, доктор философских наук Е. Головаха уточняет, что с социальной точки зрения успех нельзя рассматривать как достижение высокой позиции в общественной иерархии. Если бы это было так, то погоня за должностями привела бы к тотальному уничтожению всех и каждого. Общество - достаточно гибкий по своей природе конструкт, который даёт человеку много других возможностей уважать себя. И первая из них - свобода, базовая ипостась которой - личный выбор и ответственность за него. И далее точно по Н. Бердяеву: свобода «от», свобода «для», свобода «во имя»... При условии, что конечная цель жизни - не суета, а гармония с миром и с самим собой.

А без чего успех по-настоящему невозможен? Без максимально задействованных внутренних психологических ресурсов личности: силы воли, устойчивости к стрессам, целеустремленности, способностей человека, его нравственности - то есть совокупности качеств, необходимых для достижения желаемого.

И последнее: «Всегда выбирайте самый трудный путь - на нём вы не встретите конкурентов» (Шарль де Голль).

Ирина Вернудина (Киев), доктор философских наук, психолог

Доклад «Потенциал веры и социальные стереотипы успешности»

КИФА №13(151), октябрь 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования