gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Конфессии arrow «У молодежи есть тоска по единству» (КИФА 56)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
События и комментарии
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
Электронный ящик для сбора пожертвований в пользу тяжелобольных детей
Печать E-mail
26.11.2006 г.

«У молодежи есть тоска по единству»

- считает член центрального комитета ВСЦ Оути Васко (Финская православная церковь)

Image 

Кифа: Дорогая Оути, поздравляем Вас с избранием в руководство ВСЦ. Что из опыта других (инославных) церквей, по Вашему мнению, могло бы существенно обогатить православные церкви?

Оути Васко: Во Всемирном совете церквей и в экуменическом общении очень важен диалог между церквами, потому что тогда можно чему-то научиться у других церквей, а также и у своей церкви - тому, что раньше в ней не считалось важным. Например, нам, православным, хорошо было бы усвоить некоторые более гибкие формы правления, которые сделали бы возможным участие мирян в принятии решений, касающихся жизни церкви. Это один из примеров того, что могут почерпнуть православные в межцерковном общении.

Кифа: В интервью журналу «Orthodoksi viesti» Вы сказали, что, среди прочего, церковный опыт и евхаристическое единство - это то, чем православные могли бы поделиться в процессе экуменического диалога с другими церквами. Что Вы имели в виду?

Оути Васко: Идеалом православной церкви можно считать такую совместную жизнь и такое собрание, в котором мы вместе живем как христиане. Конечно, это не везде осуществляется в точности так, но все-таки это цель. Церковное евхаристическое собрание - это тот идеал, до которого мы стараемся вырасти в православном собрании. По-моему, это то, чем мы могли бы поделиться с другими церквами: нашим опытом быть евхаристическим собранием. Я бы подчеркнула, что мы стремимся создавать такую церковь, в которой люди - разные и каждому находится в церкви место. Это тоже не совсем воплощается на практике, но это наш идеал.

Кифа: А как на практике в приходах Финской православной церкви реализуется этот идеал?

Оути Васко: Конечно, есть разные приходы. Есть такие, в которых общинность не реализуется. Но есть приходы, в которых люди стремятся к живому собиранию. Формы могут быть свободными, и эта свобода формы связано с финской культурой. В любом случае, важна церковь. И, конечно, это всегда незаконченный процесс, который нужно продолжать, нужно идти вперед все время. Здесь важна роль каждого, не только священника. Может быть, в Финляндии часто ожидают, что священник или настоятель будут действовать так, что родится собрание, но один человек не может этого сделать, для созидания собрания нужны все.

Кифа: Что необходимо для широкого участия церковного народа в экуменическом диалоге?

Оути Васко: ВСЦ является одной из форм экуменической деятельности, это экуменическое сообщество, в котором есть представители из всех входящих в него церквей. Задача участников - представлять свои церкви, свои церковные семьи, а также и культуру своей страны. Я сама финка, православная, и отчасти это во мне соединяется. Мы участвуем в собраниях и на них вместе принимаем решения по вопросам, касающимеся экуменизма. И конечно, самое главное - донести эти вопросы и решения на родину, в свою церковь, в свой приход и вводить все это в практику.

Все-таки решения принимаются не ради решений и ВСЦ действует не только на глобальном уровне. Это все время большая проблема в экуменическом движении, а также в ВСЦ: происходит ли соединение глобального и местного уровней, действует ли все это на практике или нет. Потихоньку ситуация меняется, но от представителей церквей в ВСЦ требуется многое. Нужно не только участвовать во встречах, но и приносить плоды этих встреч в свое собрание, в котором потом можно организовывать экуменическое общение и знакомиться с христианами других конфессий на своем местном уровне. В Финляндии это довольно повседневная вещь, потому что многие семьи являются экуменическими в своей основе: часть семьи относится к лютеранской, а часть - к православной церкви. Но важно, чтобы мы собирались и на уровне прихода и действовали бы сообща, решая вопросы на местном уровне как христиане, искали бы точки соединения и способы помогать друг другу в различных ситуациях.

В Финляндии хорошая традиция: почти у всех финских православных приходов есть дружественные лютеранские приходы, совместно с которыми организуются различные мероприятия для молодежи, взрослых и других групп. Я сама родом из Оулу, и там у нашего православного прихода есть дружественный лютеранский приход, который находится совсем рядом. У нас были общие помещения, проводились различные общие мероприятия. И это очень важно. В таких дружественных приходах можно делиться экуменическим опытом и решениями, принятыми в ВСЦ, а также пытаться вводить эти решения в практику.

Кифа: Получается порою, что православные гораздо чаще и успешнее общаются с инославными, чем между собой. Не требует ли межправославное сотрудничество в наше время не меньше усилий, чем сотрудничество межхристианское?

Оути Васко: В православных церквах мы живем в такой ситуации, когда желаемое нами единство не воплощается, и это наша боль, которую мы должны чувствовать. Наша церковь не едина. Существуют многие разделяющие ее факторы. Эта ситуация продолжается уже давно и, конечно, есть попытки ее исправлять.

Я считаю, что экуменические диалоги и экуменические сообщества важны для православных, потому что это те редкие ситуации, в которых православные действуют совместно или, по крайней мере, встречаются.

На каждой встрече ВСЦ есть собрания, в которых участвуют только представители конкретных церковных семей. Так было и в Порту-Аллегри, и сейчас на собрании центрального комитета. Все православные сидят за одним столом: как из ориентальных (дохалкидонских) церквей, так и представители восточной православной традиции, и это редкость. Таких официальных встреч больше нигде нет из-за разногласий и даже из-за нежелания совместных встреч, на которых можно было бы вместе подумать над решением болезненных вопросов.

Кифа: Можно ли сказать, что ВСЦ способствует диалогу между православными церквами?

Оути Васко: Да, я думаю, что так можно сказать. В последнее время самые значительные православные собрания, на которых все православные присутствовали - это экуменические собрания. Конечно, эти собрания не являются теми органами, которые принимают решения,  но, по крайней мере, есть хоть какая-то связь. Конечно, различные разногласия проявляются и на этих собраниях, но то, что сидим за одним столом - это хороший пример того, что мы можем делать какие-то шаги вперед.

В какой-то мере экуменический диалог с другими христианами происходит проще, когда мы не углубляемся в трудные богословские вопросы, когда идет какая-то совместная работа в социальных вопросах, которые можно обдумать, оставляя на заднем плане богословский разговор.

На межправославных встречах трудно оставлять богословие, в том числе и богословские разногласия, на заднем плане, поэтому различные разномыслия очень сильно выявлены и трудно сотрудничать. Разногласия ярче проявляются, когда мы ближе друг к другу.

С лютеранской церковью в чем-то легче сотрудничать, потому что мы уже заранее знаем, как мы далеки друг от друга в богословских вопросах, и поэтому оставляя это «за скобками», можем организовать, например, общие благотворительные мероприятия или встречи по другим вопросам. Но когда вместе собираются православные, ситуация иная. Конечно, нужно стремиться как к более тесной совместной деятельности, так и к богословскому диалогу и между православными, и между христианами в целом.

Кифа: Какова в обретении межправославного единства роль Синдесмоса?

Оути Васко: Синдесмос - это международная православная молодежная организация, цель деятельности которой - в служении церкви, в служении единству церкви.

Исключительность Синдесмоса в том, что эта организация собирает православную молодежь, у которой нет какого-либо иерархического положения в церкви, для обдумывания церковных, богословских, общественных и глобальных вопросов. Молодежь свободна думать, размышлять и действовать.  

Опыт единства, полученный в Синдесмосе, в который входят представители из разных православных церквей и культур, молодежь может доносить до своей церкви, и таким образом соединять наши церкви и служить единству церкви и распространять его. У молодежи есть тоска по единству.

Кифа: Отец Хейкки Хуттунен, бывший президентом Синдесмоса в 1992-1995 гг., сказал в интервью журналу «Православная община» (№ 53), что призвание финнов - в межправославном сотрудничестве: «наведение мостов» между Востоком и Западом. Близка ли Вам такая  точка зрения?

Оути Васко: Финляндия исторически была таким местом, в котором встречаются Восток и Запад. Это касается и правосланых церквей. Православие пришло в Финляндию с Востока. Но мы живем в западной культуре и под влиянием Запада. В этом смысле легко присоединиться к видению отца Хейкки, что финны могут строить мосты между Востоком и Западом.

И конечно, это имеет отношение как к межправославному сотрудничеству, так и к экуменическому. Финская православная церковь и финское общество - это мост, или создатель связей, или даже посредник. Но я думаю, что для лучшего исполнения этого требуется некое конкретное видение у Финской православной церкви и в целом у финнов. Мы не можем быть флюгером, который поворачивается в ту сторону, в которую выгодно повернуться. У нас должно быть ясное видение: в какую сторону направляется экуменизм, в какую сторону - совместная христианская жизнь, а в какую - православная жизнь.

Мы сами живем в такой церкви, в которой по видимости дела обстоят хорошо. У церкви стабильное положение: есть молодые богословы, церковные работники, довольно стабильное положение в отношении членов: люди не выходят из церкви и их не приходит неожиданно много. Но вопрос в том, что есть активная приходская жизнь? Как, например, на приходе осуществляется научение? Это такие вопросы, которые требуют уточнения в церкви: что мы хотим, как мы живем, что значит быть православным христианином в Финляндии?

Кифа: Скажите, пожалуйста, несколько слов о результатах работы первого заседания вновь избранного ЦК ВСЦ.

Оути Васко: В ВСЦ Генеральная ассамблея - это высший орган, который принимает решения.  В феврале этого года на заседании в Порту-Аллегри был избран новый центральный комитет, первое заседание которого было в августе.

Первое заседание всегда знаменательно. Генеральная ассамблея всегда определяет направления деятельности, а потом центральный комитет их еще уточняет и обдумывает программу работы и те практические мероприятия, которые будут проводиться в течение 7 лет  в ВСЦ.

Центральный комитет следил за принимаемыми на Генеральной ассамблее решениями, теперь же старается уточнить намеченные планы, чтобы наша деятельность была более динамичной и плодотворной. И конечно, впереди еще много работы.

Можно сказать, что заседание прошло в хорошей атмосфере. Вот некоторые центральные вопросы, на которых ВСЦ в течение семи лет будет концентрировать внимание. Это ситуация на Ближнем Востоке: каким образом церкви могут оказывать помощь в решении конфликта на Ближнем Востоке? Одним из центральных вопросов является осмысление христианской духовности: какова она и как она может быть воплощена в условиях экуменизма? Вопрос о духовности является продолжением работы специальной  комиссии,которая действовала в 1998-2002 гг. и обдумывала участие православных в деятельности ВСЦ. Третьим центральным моментом можно назвать то, что вопрос миссии сейчас связывают более тесно с богословским осмыслением единства церкви. В какой мере в этом смысле мы можем продвигаться вперед в экуменическом диалоге и что значит сотрудничество в вопросах миссии?

Еще можно сказать, что ВСЦ продолжит работу в отношении экуменического воспитания, а также в отношении вопросов дьяконии. Межрелигиозный диалог - тоже одна из тем, которую ВСЦ хочет поддерживать и считает ее важной.

Вот что можно кратко сказать о результатах работы центрального комитета на сегодняшний день.

Хельсинки, 27 сентября 2006г.

Беседовала и перевела беседу с финского Александра СКОПЕЦ

Фото свящ. Вячеслава СКОПЦА

КИФА №18(56) ноябрь 2006 года 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования