gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Внутрицерковная полемика arrow Почему опыт исповедников сегодня не воспринят в церкви? Протоиерей Павел Адельгейм снят с должности настоятеля
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
События и комментарии
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
2017-й год
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
Электронный ящик для сбора пожертвований в пользу тяжелобольных детей
Печать E-mail
02.03.2008 г.

Почему опыт исповедников сегодня не воспринят в церкви?

В последнее время не один раз приходилось слышать, что опыт исповедников веры последних советских десятилетий не только не востребован в Русской православной церкви - он вместе со своими еще живыми носителями гоним и презираем. Об этом с горечью упоминал отсидевший срок за организацию в конце 60-х годов «Христианского семинара» Александр Огородников. Он рассказывал, что в учебнике по истории церкви (автор - прот. Владислав Цыпин) исповедники шестидесятых-семидесятых годов выставлены этакими церковными диссидентами, решившими чему-то учить, когда надо было тихо молчать. И что о. Владислав не изменил свою позицию, несмотря на все опровергающие ее доводы.

Об этом же явлении говорил в своем интервью нашей газете о. Павел Адельгейм. Он признался, как странно было ему встретить в псковском епархиальном управлении презрительное и недоверчивое отношение к себе как к человеку, сидевшему в лагере при советской власти (епархиальные чиновники в глаза называли его «пятой колонной»). Это было тем более дико, что и архиепископ Ташкентский Ермоген (Голубев), и митрополит Рижский Леонид (Поляков), главы епархий, где прежде служил о. Павел, очень хорошо понимали цену исповедническому подвигу. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, приходится рассказать еще об одном событии, подтверждающем печальную тенденцию.

Протоиерей Павел Адельгейм снят с должности настоятеля

Указ был подписан архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием через двенадцать дней после празднования памяти новомучеников и исповедников российских

Прот. Павел Адельгейм23 февраля 1993 г. на Псковскую кафедру был назначен архиепископ* Евсевий (Саввин). За 15 лет своего служения он неоднократно беспричинно запрещал клириков епархии; это стало широко известно в связи с несколькими особо громкими делами. Так, в 1996 г. он запретил в священнослужении и изгнал из клира Псковской епархии и из Мирожского монастыря архимандрита Зинона (Теодора), замечательного русского иконописца, лауреата Государственной премии России (запрет был снят через шесть лет лично патриархом через голову архиеп. Евсевия). Заступившегося в личном письме за архим. Зинона свящ. Владимира Андреева он также отправил за штат и запретил в священнослужении на долгие десять лет. Еще одно позорное деяние владыки Евсевия - многолетние беспрерывные гонения на прот. Павла Адельгейма.

О. Павел Адельгейм - известный многим исповедник веры. Он был арестован в 1969 г., осуждён по ст. 190 (клевета на советскую власть), приговорен к трём годам лишения свободы. В 1971 году в связи с волнениями в ИТУ п. Кызыл-Тепа потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. После освобождения служил в Ташкентской и Рижской епархиях. Служит в Псковской епархии с 1976 г. В 1992 г. при храме святых Жен Мироносиц открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов. В 1993 г. при храме святого апостола Матфея в деревне Писковичи открыл приют для сирот-инвалидов.

В 2002 г. вышла в свет его книга «Догмат о Церкви в канонах и практике». В ней ставились серьезные экклезиологические проблемы, для иллюстрации которых описывались события в вымышленной епархии.

Архиеп. Псковский и Великолукский Евсевий узнал в вымышленном персонаже себя и воспринял публикацию книги как личное оскорбление. В начале декабря на нескольких службах в своих проповедях он публично обвинил о. Павла в клевете. В одном из храмов города в поисках «преступной» книги был произведен обыск. 20 декабря 2002 г. на собрании епархиального духовенства в течение пяти часов шло обсуждение опальной книги. Правящий архиерей назвал книгу «сатанинской», а ее автора «служителем сатаны».

Затем «в помощь» о. Павлу в храм был назначен свящ. Владимир Будилин. В течение семи лет он демонстративно отказывался служить и причащаться вместе с о. Павлом. Потом он вообще перестал появляться в храме. И, наконец, начал писать в епархиальное управление жалобы на настоятеля, например, о том, что о. Павел препятствует его служению в храме. Пытаясь представить происходящее не как бесчинство захмелевшего от чувства безнаказанности второго священника, а как конфликт, за который отвечает прежде всего старший - о. Павел, архиеп. Евсевий заставил пожилого настоятеля, инвалида, на коленях каяться перед молодым клеветником. Для рассмотрения «конфликта» на 25 декабря 2007 г. было назначено заседание епархиального суда Псковской епархии. Протоиерей Павел Адельгейм отказался участвовать в заседании, объяснив это тем, что рассмотрение споров между клириками не входит в компетенцию церковного суда. Священник Владимир Будилин накануне заседания отказался участвовать в нем, сославшись на «неважное состояние здоровья».

Опасаясь продолжения гонений, прихожане храма свв. Жен Мироносиц 19 февраля отправили архиепископу письмо со смиренной просьбой пощадить их настоятеля. Они писали о том, как важны для них беседы о. Павла, его забота и любовь не только к ним, прихожанам, но и к немощным и обездоленным, как важно им видеть перед собой пример пастыря, у которого слово не расходится с делом, чьи проповеди и беседы отражаются в личной повседневной жизни. «Для нас, прихожан храма св. Жен Мироносиц особенно ценно, что о. Павел является живым свидетелем и носителем традиции св. новомучеников и исповедников Российских. Духовные наставники и учителя о. Павла (такие как архим. Борис (Холчев), епископ Ермоген (Голубев)) - это репрессированные от безбожной власти исповедники и свидетели Христовы в советской России. Сам о. Павел за евангельскую проповедь и церковное строительство был репрессирован советской властью, но не согнулся и остался верен правде Божией, претерпев унижения и мучения», - говорилось в письме. Через несколько дней, 23 февраля 2008 г., архиеп. Евсевий подписал следующий указ:

Московская  патриархия

180006 г. Псков        № 7

ул. Л Поземского, 83а,

тел./факс 72-06-22   

22 февраля 2008  г.

УКАЗ

ПРОТОИЕРЕЮ ПАВЛУ
АНАТОЛЬЕВИЧУ АДЕЛЬГЕЙМУ

Настоящим, в связи со сложившейся непрекращающейся крайне нетерпимой обстановкой в храме Святых Жен-Мироносиц г. Пскова и вашим отказом от участия в заседании Псковского Епархиального суда для разрешения возникшего конфликта между вами и клириком вашего храма священником Владимиром Будилиным, учитывая также вашу открытую неприязнь к предшествующим клирикам, вы освобождаетесь от должности настоятеля храма Святых Жен-Мироносиц г. Пскова и остаетесь клириком того же храма.

ЕВСЕВИЙ,

Архиепископ Псковский

и Великолукский

 

Через день о. Павел отправил ответное письмо, которое мы также приводим здесь полностью:

Храм святых Жен-мироносиц

ул. Коммунальная, д. .25а

24 февраля 2008 г.

Его Высокопреосвященству

Высокопреосвященному Евсевию,

архиепископу1 Псковскому

и Великолукскому

«Ах, я в чём виноват?»

И.А.Крылов

Ваше Высокопреосвященство!

Необоснованные репрессии, которыми Вы преследуете меня последние 15 лет, продолжил Указ № 7. Без вины казнили большевики моих дедов и родителей. Без вины меня осудили и изувечили в тюрьме. Суд нас оправдал. Их посмертно, а меня через 40 лет. «Дополняйте же меру отцов ваших» (Мф 23,32).

Со временем Ваш Указ осудят, как образец беззакония. Как мой судебный приговор, Указ содержит клевету. Вопреки письменным свидетельствам и живым свидетелям, Указ без исследования обвиняет меня в «нетерпимой обстановке».

1. Вы не смогли назвать мой конкретный проступок. Такового не было.

В храме Святых Жен Мироносиц не было скандалов. Полгода моего ежедневного служения проходили в мирной обстановке. Священник Владимир Будилин прекратил евхаристическое общение с настоятелем, искажал чин Литургии и других Таинств, срывал богослужения, полгода не появлялся в храме без уважительной причины. Это изложено в докладных, которые Вы игнорировали годами. «Нетерпимую обстановку» создаёт Ваше снисхождение к нарушению пастырского долга и христианской этики. Вы осудили и сняли настоятеля за свои собственные упущения.

2. Отказ от епархиального суда канонически обоснован: нельзя судить без обвинения. «Положение о епархиальном суде»2 не допускает суд, если нет события преступления и обвинения, поскольку епархиальный суд рассматривает обвинения, влекущие лишение сана и отлучение от Церкви.

Вместо беззаконного суда Вы могли пригласить на беседу, но не захотели.

3. «Открытая неприязнь к предшествующим клирикам» - ложное обвинение.

За 20 лет моего настоятельства в Мироносицком храме служили:

1. Архим. Елевферий Попов, ныне настоятель Успенского храма.

2. Свящ. Владимир Георгиев, ныне настоятель двух городских храмов.

3. Прот. Михаил Мельник, ныне настоятель Воскресенского храма.

4. Прот. Евгений Найдин, ныне настоятель Матвеевского храма.

Это же кузница настоятелей! Все ушли с повышением, с каждым я сохранил добрые отношения.

Вы отняли храм, который я построил в Богданово.

Без вины уволили меня из Матвеевского храма.

Без вины отняли Мироносицкий храм, поднятый из руин моими руками.

Обрекли на уничтожение православную школу регентов и сиротский приют.

Не дав ничего, Вы отняли всё.

Личную неприязнь Вы мне высказали на первой аудиенции в марте 1993 г., не скрывая последствий, которые преследуют меня 15 лет. Лишение настоятельства не последний удар. Какая казнь ожидает священника за 50 лет беспорочного служения Церкви? Разве можно осудить невиновного? За что?

Величайший пример - Христос Спаситель. Он спросил: «кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин 8,46). Пилат подтвердил: «я не нахожу никакой вины в Этом Человеке» (Лк 23,4). Но «искали архиереи и книжники, как бы взять Его хитростью и убить» (Мк 14,1). «И распяли Его» (Мк 15,25).

Вот и я восхожу на свою маленькую Голгофу и молюсь о Вас великой молитвой, которую Господь произнёс о Своих распинателях: «Отче, отпусти им, ибо не ведают что творят» (Лк 23, 34).

Несмотря на все понесённые от Вас обиды, с любовью во Христе,

свящ. Павел АДЕЛЬГЕЙМ

-------------------------

* С 23 февраля 2008 г. - митрополит

1 Когда о. Павел писал это письмо, он еще не знал, что архиеп. Евсевий (видимо, в связи с 15-летием служения на Псковской кафедре) возведен в сан митрополита.

2 (Положение, 5,1).

КИФА №3(77) март 2008 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Живой журнал Наш Живой журнал ВКонтакте Мы ВКонтакте Facebook Наш Facebook Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Majordomo.ru - надёжный хостинг Яндекс цитирования